1.Мотивационный этап Задача: собрать внимание детей, настроить детей на учебную деятельность | Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение Методы формирования сознания личности: педагогическое требование | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Дмитриевна. И урок литературного чтения проведу у вас я. - Для того, чтобы настроиться на урок я предлагаю прослушать звуки природы и посмотреть внимательно презентацию, если вы хотите закрыть глаза – закройте, а потом поделитесь своими ощущениями: https://www.youtube.com/watch?v=urhWMzgBHZU (25-30 сек). - Ребята, какое у вас ощущение после увиденного? - Похожа ли эта погода на нашу погоду за окном? (да, местами, иногда) - А чтобы мы с вами сегодня всё хорошо видели и могли заметить красоту зимы и внимательно читать, предлагаю провести зрительную гимнастику! УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ (сначала сверху вниз, затем снизу – вверх) ЗИ КА МЕ БУ ГОР | МА МИН ТЕЛЬ РЯ КА | - Для нечитающих РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА: - А чтобы нам ещё красиво и чётко говорить, выполним гимнастику для нашего языка: Ла-ла -ла- настали холода. Ул-ул-ул- холодный ветер дул. Тель-тель- тель- на дворе метель. Тели-тели-тели- весь день метут метели. - Отлично! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют ценностное отношение к природе; умеют выражать свои чувства и эмоции. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевую саморегуляцию). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных задач). |
2. Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы . Задача: актуализировать знания о произведениях, выйти на тему урока, поставить цель урока, составить план. | Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, объяснение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение Методы формирования сознания личности: педагогическое требование | - Ребята, для того, чтобы вспомнить тему прошлого урока, я предлагаю вам поиграть в такую игру: - Отлично! Вот мы с вами и вспомнили наш прошлый урок! - А теперь нам необходимо проверить домашнее задание. Кто напомнит, что было задано? - Так, хорошо! - Ребята, чтобы нам оценить наше домашнее задание, я предлагаю обратиться к следующим критериям: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение -Ребята, не забывайте о критериях оценки. -За каждый критерий вы будете ставить + Если +5, то отметка 5 Если + 4, то отметка 4 Если +3, то отметка 3 (на слайде+ у каждого ученика на карточке) -Ребята, сейчас мы послушаем выразительный рассказ стихотворения, начнем с …. -А сейчас давайте проверим каждый критерий Ребята, если вы согласны, что у (…) проявлялся этот критерий, то поставьте в чате +, если считаете, что не проявлялся то поставьте -. (после каждого прочтения мы оцениваем ребёнка по критериям, говорим и объясняем, почему тот или иной критерий не проявился) - Молодцы! Все ваши оценки я перенесу в электронный журнал. - А теперь пора узнать тему нашего урока! - Какое у нас сейчас время года наступило? (зима) - Верно! А какой сейчас месяц? (декабрь). - А вам нравится зима? - Мне очень нравится зима, потому что скоро будет Новый Год, в нашем городе скоро будут построены ледовые города и горки! - Ребята, а какие признаки зимы мы с вами помним? 1. Холод. 2. Дни короче, ночи длиннее. 3. Птицы улетели. 4. Снег/снегопад. 5. Лёд на реке. 5. Растения заснули. 6. Некоторые животные впали в спячку. - Как много признаков мы с вами вспомнили! - А вы знаете, что не только писатели старались передать красоту этого времени года, но и композиторы! - - Ребята, посмотрите на это зимнее дерево. Какое оно? Я предлагаю нам прикрепить на него те эмоции, которые у вас возникли при прослушивании музыки. - Я предлагаю нам прослушать фрагмент композиции Йозефа Гайдна «Времена года. Зима»: https://www.youtube.com/watch?v=aBFn6gpFOEA - Предлагаю поделиться своим деревом! - И вот ребята, наш замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин тоже писал стихи о временах года, а о каком времени года мы сегодня будем читать? (о зиме) - Сегодня мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его глазами, почувствовать его сердцем. - Тема нашего урока: Стихи А.С. Пушкина. «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя... ». - Какую цель мы с вами можем поставить? ЦЕЛЬ: изучить стихи А.С. Пушкина и выразительно их прочитать. - А чтобы нам было легче достичь нашей цели, я предлагаю нам составить план урока из разбросанных пунктов плана: ПЛАН: 1. Познакомиться со стихами «Вот север тучи нагоняя». 2. Найти главную мысль стихотворений. 3. Познакомиться со стихами «Зима!.. Крестьянин, торжествуя... ». ПЛАН: 1. Познакомиться со стихотворением «Вот север тучи нагоняя». 2. Познакомиться со стихотворением «Зима!.. Крестьянин, торжествуя... ». 3. Прочитать выразительно стихотворения. - Молодцы! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют эстетические чувства при прослушивании стихотворений; проявляют ценностное отношение к природе; умеют выражать свои чувства и эмоции; проявляют готовность отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться; использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении проявлять терпение, корректно реагировать на недостатки чтения и высказываний. Метапредметные: регулятивные УУД (умение принимать учебную задачу; волевую саморегуляцию; способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации). познавательные УУД (умении устанавливать причинно-следственные связи между событиями). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
3. Решение проблемы Задача: расширить знания о творчестве А.С.Пушкина, знакомство со стихотворениями: «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя... », анализ стихотворений. | Методы получения новых знаний: беседа, рассказ, объяснение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: временная работа в парах. Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования занимательным материалом Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение Методы формирования сознания личности: педагогическое требование | - Перед тем, как мы с вами приступим к решению пунктов плана, я предлагаю поиграть в игру: «Угадай слово». - Я буду называть слово по буквам, а ваша задача понять, что это за слово. ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ - с-н-е-г, е-л-к-а, у-з-о-р х-о-л-о-д, м-о-р-о-з. - Молодцы! - Перед началом прочтения стихов, мы совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин. - Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Вечером он долго не мог заснуть…. В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму… Утром он увидел еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу. - И так, приступим к решению первого пункта плана. - Лиза, прочитай его. - Откройте учебник на с. 88. - Прочитайте первую строку и подумайте, о чём может быть это стихотворение. - Интересные предположения, а верны они ил нет мы узнаем после прочтения! - Сейчас возьмите линейку и помогайте её следить за строчками, чтобы не потеряться. - Сейчас я выразительно прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите за мной и глазками запоминайте незнакомые слова. - Ребята, понравилось вам стихотворение? Почему? - Найдите в тексте, как автор называет зиму. - А какие слова для вас были непонятны? - Предлагаю нам узнать их значение в толковом словаре 1. Пелена – это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон: Предлагаю прохлопать слово по слогам, на какой слог падает ударение? (на 3ий: -нА) - Теперь узнав значение слов, прочитайте стихотворение для себя полушёпотом, чтобы потом ответить на мои вопросы. - Кто будет готов – поставьте + в чат. - Молодцы! - Ребята, а вы заметили, как Александр Сергеевич описал зиму? Можем ли мы сказать, что поэт изобразил зиму как живое существо? Найдите эти слова в тексте. - Какой пункт плана мы с вами решили? (1ый) - А какой пункт плана у нас следующий? Лиза, прочитай. - Для того, чтобы решить этот пункт плана, я предлагаю нам прочитать следующее стихотворение. - Переверните страницу учебника, как называется это стихотворение? (по первой строчке). - Как вы думаете, о чём будет это стихотворение? - Интересно! - Сейчас мы с вами прочитаем это все вместе, одновременно. - Если я: Хлопну 1 раз – начинаем читать все вместе; Хлопну 2 раза – это означает СТОП. Мы перестаём читать. - Пока мы читаем, следите линейкой по строчкам и ищите глазками незнакомые слова! - Начинаем! - Отлично! Молодцы! - Какие у вас эмоции вызвало у вас данное стихотворение? - Оно вам понравилось? Почему? - Какие слова вам были непонятны? - Предлагаю нам узнать их значение в толковом словаре Ожегова и заполнить таблицу: Слово, ударение | Значение слова | Изображение | … | … | … | | | | | | | | | | | | | 1. Дровни – это крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов. Прохлопаем слоги, на какой слог падает ударение? (на 1ый: дрОв). 2. Кибитка – это крытый экипаж, повозка. Прохлопаем слоги, на какой слог падает ударение? (на 2ой: бИт). 3. На облучке – это сидение для кучера. (Если спросят, кто такой ЯМЩИК – кучер на санях, повозках – 2 слога – ударение на 2ой: Ик) Прохлопаем слоги, на какой слог падает ударение? (на 3ий: кЕ). 4. Тулуп – это долгополая меховая шуба. Прохлопаем слоги, на какой слог падает ударение? (на 2ой: -лУп). 5. Кушак – это пояс, обычно широкий. Прохлопаем слоги, на какой слог падает ударение? (на 2ой: -шАк). - Теперь узнав значение слов, прочитайте стихотворение для себя полушёпотом, чтобы потом ответить на мои вопросы. - Кто будет готов – поставьте + в чат. - Вопросы: - Как описывает зиму Пушкин? Найдите в тексте. - Какое настроение у людей в этом стихотворении? Прочитайте эти строки. - Хорошо. - Какую задачу мы с вами решили? (2ую) - Как мы её решили? - Мы с вами прочитали стихотворения и разобрали непонятные слова. - А чем отличаются эти 2 стихотворения? (1 – описывается зима как живой человек, 2 – описывается зима и настроение людей) - Что нам хотел показать автор в первом стихотворении? (Что зима «живая») ВЫВОД: Автор хотел показать, что зима – как живое существо, как человек, хотел передать её действия, как она влияет на природу вокруг нас! - А во втором? (как люди счастливы зиме). ВЫВОД: Пушкин хотел передать настроение людей с приходом зимы, как люди готовятся к зиме – обновляют путь, тепло одеты, и как дети радуются и балуются! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют эстетические чувства при прослушивании стихотворений; проявляют ценностное отношение к природе; умеют выражать свои чувства и эмоции; проявляют готовность отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться; использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении проявлять терпение, корректно реагировать на недостатки чтения и высказываний. Метапредметные: умеют самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации; умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя; обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; волевую саморегуляцию; способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом; оценивать правильность выполнения действий). познавательные УУД (осмысленное чтение текстов; умении устанавливать причинно-следственные связи между событиями текста; умении выделять и анализировать части текста, определять главную мысль; ответить на вопросы по событийному прослушанному тексту; ответить на вопросы по самостоятельно прочитанному тексту; осуществление анализа, сравнения, синтеза, обобщения). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся знакомы со стихами А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя... »., знакомы с новыми словами, используют разные виды чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умеют осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в их обсуждении, умеют выделять главную мысль стихотворения. |
Физминутка (на 15 минуте после начала урока) Задача: снять физическое и эмоциональное напряжение; | Методы формирования сознания личности: педагогическое требование | -Ребята, я вижу вы немного устали, я предлагаю вам встать немного отдохнуть и выполнить физминутку. Я буду показывать вам движения, а вы повторяйте за мной! Снег Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег. (приседаем) И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом) | Обучающиеся демонстрируют: Метапредметные: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевую саморегуляцию) |
Первичное закрепление Задача: Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации | Методы обучения: Методы получения новых знаний: беседа, объяснение, демонстрация; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение ; Методы эмоционального стимулирования: поощрение ,формирование готовности к восприятию; Методы развития познавательного интереса: метод стимулирования .занимательным материалом. Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение, порицание; Методы формирования сознания личности: педагогическое требование. | - Ребята, какой пункт плана у нас следующий? - Даша, прочитай его. - И так, теперь вам необходимо выбрать одно из стихотворений, которое вам больше всего понравилось и прочитать его выразительно. - Но перед этим обсудим с вами критерии оценивания: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение -За каждый критерий вы будем ставить + Если + 5, то отметка 5 Если + 4, то отметка 4 Если +3, то отметка 3(на слайде+ у каждого ученика на карточке) - Всем понятны критерии? Отлично! - Перед прочтением предлагаю провести дыхательную гимнастику: Подуем на снежинки-пушинки, щечки не надувайте, плавной струей дуем на снежиночку (вдох и плавный выдох на ладошку – 3 раза). - Молодцы! - Для начала прочитайте стих для себя полушёпотом, соблюдая паузы, ударения и интонацию. Не забывайте про выразительность! - Кто будет готов прочитать нам всем вслух стихотворение – поставьте + в чат. - Послушаем …. и оценим по критериям. - Ребята, вам понравилось, как прочитал стих …, Почему? - Все критерии соблюла? Почему? А как нужно было? Какую оценку поставишь? Ребята, у кого по-другому? - Хорошо! | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют эстетические чувства при прослушивании стихотворений; умение в использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении проявлять терпение, корректно реагировать на недостатки чтения и высказываний. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; волевую саморегуляцию; соблюдать основные требования к организации учебной деятельности; способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом; оценивать правильность выполнения действий). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся знакомы со стихами А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя... »., знакомы с новыми словами, используют разные виды чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое). |
Рефлексия Задача: организовать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности. | Методы обучения: Беседа, объяснение. Методы эмоционального стимулирования: поощрение . Методы воспитания: Методы воздействия на мотивационную сферу: поощрение Методы формирования сознания личности: педагогическое требование | -Наш урок подходит к концу, поэтому я предлагаю подвести итог. - С какими стихотворениями мы с вами сегодня познакомились? - Понравились ли они вам? Почему? А какое стихотворение вам больше понравилось? Почему? -Посмотрите внимательно на наш план урока. Решили мы его? А как мы решили 1ый пункт плана? 2ой? 3ий? - А что больше всего вам запомнилось на уроке? - Я предлагаю вам оценить своё настроение с помощью данных смайликов: Весёлая | Мне было интересно на уроке! Я узнал много нового и старался! У меня отличное настроение . | Задумчивая | Я часто отвлекался на уроке. У меня хорошее настроение. | Грустная | Мне было скучно и неинтересно. У меня плохое настроение. | -Спасибо. А я выберу 1ую снежинку, так как у меня отличное настроение. Мне очень понравилось сегодня работать с вами! - Даша сегодня была очень внимательной, а Лиза часто отвечала на уроке, а Женя была активная и отвечала на все мои вопросы! Молодцы! Давайте похлопаем друг другу! - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания. | Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся умеют выражать свои чувства и эмоции; проявляют готовность отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться; использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу; волевую саморегуляцию). коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его; адекватное использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |