- в жизни вас ждут встречи с миром науки и сокровищами искусства. Суждено вам встретиться и с прекрасной музыкой великого русского композитора М. И. Глинки. – Знакомы ли вы по урокам музыки с именем национального русского композитора Михаила Ивановича Глинки? Давайте познакомимся с биографией композитора. Откройте учебник на странице 113. (один учащийся читает) - Что в биографии Михаила Ивановича Глинки вам больше всего запомнилось? - Подумайте, о каких качествах Глинки говорят слова, сказанные им самим: «По вечерам и в сумерки, любил я мечтать за фортепиано». - Легко, с улыбкой поведал нам Александр Сергеевич Пушкин сказку о киевской княжне Людмиле и женихе ее витязе Руслане. Как в каждой русской сказке, есть в ней бесстрашные богатыри, злые и добрые волшебники, чудесные превращения. Слушание увертюры к опере «Руслан и Людмила». (Увертюра – это вступление к опере или к балету) – Ликующая, праздничная музыка свадебного пира, народного гуляния. Сменяет ее красивая, нежная мелодия – песня о любви Руслана и Людмилы. Главный возмутитель спокойствия – коварный чародей, «карла» Черномор. Похитил он красавицу Людмилу прямо со свадебного пира. Страшные, таинственные звуки прерывают сцену веселья и счастья. Это прилетел Черномор и похитил Людмилу. Томится, плачет княжна в волшебных садах Черномора (слушание музыки). Ничего не радует ее: ни чудесные песни заколдованных дев, ни скатерть-самобранка, ни шапка-невидимка... а тем временем храбрые витязи отправляются на поиски Людмилы. Как и полагается в сказке, на пути ждут их страшные испытания. Но на то они и богатыри, чтобы никого не бояться! Какой же он, злой волшебник Черномор? Постарайтесь представить его, слушая марш Черномора. Сначала тяжелая, богатырская поступь, словно идет великан, а потом мелкие-мелкие шажки. Ну, конечно же! Ведь злой чародей Черномор – карлик, и вся сила его в длинной-предлинной бороде, которую несут перед ним многочисленные арабчата. Но не боится храбрый Руслан Черномора. Он вызывает его на бой и побеждает злого волшебника. Слушание фрагмента оперы «Марш Черномора». – Что вам больше всего понравилось в опере «Руслан и Людмила»? – Что вы представляли, когда слушали «Марш Черномора»? Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.) Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».) Колпачок был непростым Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.) Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.) Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.) Прочитайте на странице 114 описание к картине. - Вот и познакомились мы с вами с композитором Михаилом Ивановичем Глинка. - Откройте учебник стр 115, сейчас мы познакомимся с еще одним композитором - Пётр Ильич Чайковский - русский композитор. Давайте прочитаем его биографию на странице 115 и познакомимся с ним. (читает один учащийся) - Что больше всего вам запомнилось после прочтения? - Давайте, познакомимся с вами с историей балета «Щелкунчик» - Прочитайте на странице 116 (читает один учащийся) -Одна из самых известных композиций композитора прозвучала в балете «Щелкунчик» - который до сих пор с успехом идет в Большом театре и Мариинке. Вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых цветами, – все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика. - сейчас мы с вами послушаем музыку П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик» - Какие эмоция вы испытали во время прослушивания? - Хотели бы вы оказаться на опере и ощутить в живую все эмоции? - Ребята, наш урок подошёл к концу, а я желаю вам побывать в театре и испытать все положительные эмоции при просмотре оперы «Щелкунчик» -- С какими же веком мы сегодня познакомились? - Что нового вы узнали? - Что больше всего запомнилось? |