1. Наблюдение за словами в предложении. Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов. – На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?) – Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...) – Что обозначают все эти слова? (Действие.) Учитель записывает над вопросом что делают? – действие. – Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.) Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям. Дети заканчивают схему: действие признак предмет (лицо) (что делают?) (какие?) (кто?) Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают. 2. Формулирование темы и цели урока. – Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой тему урока: Части речи. – Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.) – Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.) 3. Наблюдение за частями речи. а) Упр. 70 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме: – Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что? в) Упр. с карточки – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя. – Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком? – Где вопрос невозможен? – Составьте текст. Вариант текста: Рассвет Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце. – Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Cвязать слова, переставить их в нужном порядке.) – Слова каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните количество слов в столбиках, в каком больше.) – Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются в тексте? (Предметы и действия.) П. Как они называются? (Существительные и глаголы.) 4. Работа с определением и схемой. – Прочитайте определение на с.40. Что же такое части речи? (Большие группы слов.) – Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.) – Рассмотрите схему на с. 41. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет? – Какие части речи называют самостоятельными? служебными? П. Что такое междометия? – Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов. |