СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку по теме "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку по теме "Части речи"»

УМК: «Школа России»

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема урока: «Что такое части речи?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие:

сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий),

формировать умение правильно ставить вопрос вопросы к частям речи;

использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Развивающие:

развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;

способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;

прививать интерес, уважение, чуткость к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь называть в окружающем мире и на рисунке самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

извлекать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве;

высказывать и отстаивать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты:

формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

уметь оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, презентация, цветные карандаши, листы самооценки, иллюстрации, карточки с заданиями, кластер.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,


Ι. Актуализация знаний.










– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Словарная работа.

– В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова?

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса –

1) площадка на наклонной поверхности земли;

2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

– Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?

– Однокоренные ли это слова? (Нет. У них разное значение и корень.)

– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

2. Введение в тему урока.

Беседа о многообразии слов.

– Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых?

– Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.




II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.





– Как же установить порядок, сгруппировать, классифицировать слова? Как вы поняли, что значит классифицировать? (Разделить по группам, разрядам, классам.) Значит, нам надо найти что-то общее (основание), по которому можно разбить слова на группы.

План.

Учитель вместе с детьми составляет план.

  1. Наблюдение за словами.

  2. Классификация слов.

  3. Наблюдение за частями речи.

– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙII. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение за словами в предложении.

Дети оставляют строчку для написания темы перед записью слов.

– На какой вопрос отвечает пропущенное слово в 1-м предложении? (Вопрос что делают?)

– Запишите слова, которые можно вставить вместо точек. (Учитель записывает на доске: Что делают? А далее в столбик слова: бегут, смеются, играют, поют, танцуют...)

– Что обозначают все эти слова? (Действие.)

Учитель записывает над вопросом что делают? – действие.

– Что же общего у всех записанных слов? (Общее у всех слов то, что они отвечают на вопрос что делают? и обозначают действие.)

Аналогично проводится работа и запись слов ко 2-му и 3-му предложениям.

Дети заканчивают схему:

действие признак предмет (лицо)

(что делают?) (какие?) (кто?)

Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

2. Формулирование темы и цели урока.

– Эти группы слов называются частями речи. Подпишите над схемой тему урока: Части речи.

– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)

– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)

3. Наблюдение за частями речи.

а) Упр. 70 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме:


Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа – первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?

в) Упр. с карточки – развивается умение составлять из форм слов предложения и текст. Выполняется под руководством учителя.

– Какие вопросы можно надписать над каждым столбиком?

– Где вопрос невозможен?

– Составьте текст.

Вариант текста:

Рассвет

Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.

– Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Cвязать слова, переставить их в нужном порядке.)

– Слова каких из групп чаще всего встречаются в тексте? (Сравните количество слов в столбиках, в каком больше.)

– Сделайте вывод: что называют слова, которые чаще всего встречаются в тексте? (Предметы и действия.) П. Как они называются? (Существительные и глаголы.)

4. Работа с определением и схемой.

– Прочитайте определение на с.40. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)

– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

– Рассмотрите схему на с. 41. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?

– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?

П. Что такое междометия?

– Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.



ΙV. Развитие умений – применение знания.

Работа по рисунку.

Ученики объясняют смысл рисунка.

Малыши всегда задают очень много вопросов: кто это? что это? что он делает? почему? и т.д. Дети спрашивают, потому что познают мир. Но если вдуматься, какие вопросы они задают, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


V. Итог урока.


– Что общего у слов одной части речи?

– Какие части речи вы знаете?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?





VI. Домашнее задание.

1. Упр. 73

2. Выучить классификацию частей речи.



Деятельность учеников:

  • Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

  • Определять грамматические признаки имён существительных.

  • Определять начальную форму имени существительного.

  • Наблюдать за использованием имён существительных в речи.