СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект подгруппового логопедического занятия «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде» 3 класс

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде» 3 класс»

Конспект подгруппового логопедического занятия «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде» 3 класс

Цели урока:

закрепление  навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

Задачи урока:

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать активизации, обогащению словаря

  • развитие орфографической зоркости..

Коррекционно-образовательные:

  • способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»

Коррекционно-образовательные:

  • способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

Ход урока:

            I. Психологический настрой.

Улыбкой ясная природа,

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Собирает нас звонок

На замечательный урок!

II.  Актуализация опорных знаний.

- Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

- Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки?  Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.) 

- Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

- В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

- Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

- А как мы скажем про день? (День весенний.)

- Про небо? (Небо весеннее.)

- Про дни? (Дни весенние.)

- Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать  сегодняшнюю погоду?

-Что вы знаете об имени существительном?

-А что вы знаете об имени прилагательном?

- Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного.  Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

-Послушайте

В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая?  какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род  имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют  по имени существительному.

В.Волина.

III.   Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

 -Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть,  прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

- Кто поможет мне сформулировать тему урока?

«Согласование имён прилагательных с именами существительными».

- Какие задачи мы поставим перед собой?

-Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

«Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег.  Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

- Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

- Почему вы так считаете?

- Верно, в сочинении допущены ошибки.

- А какие ошибки допустил мальчик?

 -У  мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

- Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

IV. Открытие нового знания.

- Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

определи род имени существительного;

подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

измени форму прилагательного в соответствии с вопросом .

О б р а з е ц : солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

-Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

Не хочешь оставаться с носом,

Проверяй окончания вопросом.

V. Первичное закрепление.

- Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

Погода ... (дождливый,  дождливая, дождливое).

Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

Ветер ... (холодный, холодная, холодное).

Воздух … (свежий, свежее, свежая).

Облако.. (белый, белое, белая).

Солнце ... (яркий, яркое, яркая).

Настроение ... (радостный,  радостная, радостное).

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 А теперь внимание.

Новое испытание.

Вставьте окончания

В этих словосочетаниях.

- В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

утренн ___ туман

грибн ___ дождь

долгожданн ___ телеграмма

красн ___ карандаш

зимн____ природа

ночн_____ небо

современн____ кино

богат ____ урожай

модн ____ блузка

 - Проверьте свою работу.

-  Кто легко справился с заданием?

- У кого возникли затруднениея? Какие?

VII.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

«Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

Поставь вопрос к этим словам.

О б р а з е ц : березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая—какая ?

Погода ... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

Дождь ... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

Ветер ... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Воздух… (свежий, горячий, морозный).

Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

Настроение ... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

VIII. Рефлексия деятельности ( итог урока).

 - Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

- Помогите отредактировать сочинение мальчика.

«Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег.  Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

-Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

(В роде, числе и падеже)

- Где можно применить новые знания?

- Что получилось хорошо?

- Над чем ещё надо поработать?