Конспект подгруппового логопедического занятия
в 5 классе для обучающихся с ОВЗ.
Тема: обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами «У-Ю».
Цель: формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами «У» и «Ю» на уровне слога, слова, словосочетания и предложения.
Задачи:
дифференциация гласных «У–Ю», служащих для обозначения твердости и мягкости согласных
закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
формировать фонематическое восприятие;
развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;
развивать речедвигательные и слуховые ощущения;
обогащать и уточнять словарный запас;
совершенствовать грамматические формы речи;
добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;
развивать коммуникативные навыки;
воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.
Оборудование: карточки с заданиями, мяч, тетрадь, ручка, карандаш, цветные кружочки.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
- На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
- Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)
- Голова запоминает и … (думает)
2. Постановка цели занятия
– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.
Возьмите листы с заданиями (карточка 1) и синюю ручку, в ряду букв найдите слова.
Какие слова вы нашли (открываю слова на доске)? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус).
- Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.)
- Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква «У», а в других буква «Ю».)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на доске по группам.)
- Распределите эти слова по группам на карточке.
- Подчеркните гласные буквы красным цветом.
-Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.
- Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)
- Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)
- Как звучат согласные перед буквой «У»? (Твердо.)
- Как звучат согласные перед буквой «Ю»? (Мягко.)
- Сформулируйте тему нашего занятия.
После ответов тема появляется на доске: «Буквы «У-Ю» после согласных»
3. Основная часть
1. Дифференциация «У-Ю» на уровне слога:
Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:
Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).
Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;
Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;
«Игра с мячом». Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:
Бу-бю-бу-бю;
тю-ту-ту-тю;
лю-лю-лу-лю;
му-му-мю-му,
сю-су-сю-су.
2. Пальчиковая гимнастика
Пальцы – дружная семья
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)
Вот большой! А это – средний.
Безымянный и последний –
Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять.
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
***
И движенья выполнять…
Мы рога козы покажем.
(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)
И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)
Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы:
Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах, карточка 2)
А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.
Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;
Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки
Б) Дополните таблицу самостоятельно.
– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.
3. Дифференциация «У-Ю» на уровне слова и словосочетания
1) Зашифруй слово буквами «У-Ю», цифрой обозначь место буквы в слове (дети работают на листах, задание 3, карточка 3)
- Кто нарисован на первой картинке? (гусь)
- Какую букву напишем в слове гусь – «У» или «Ю». Почему?
- Какой по счету напишем букву «У»?
- Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.
- Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)
2) Вставь букву «У» или «Ю» в слова.
- Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.
Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.
4. Физкультминутка “Буратино”
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
5. Дифференциация «У-Ю» на уровне предложения
1) Составьте и запишите предложения с получившимися словосочетаниями.
2) Вставь буквы «У-Ю» в предложения, объяснив свой выбор (задание 6, карточка 6).
4. Заключительный этап
1) Экспресс-опрос
– Какие согласные мы учились различать на слух?
– С какой парой букв мы работали на занятии?
– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?
– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?
2) Итоговая рефлексия.
Оцени работу сам: работа с линейкой достижений – Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания.
Задание 1. Найди и обведи слова в ряду букв.
пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадлопкгуелаонплюсвыролкцкругуцгагдругваегшыдуншвкуслвдд
______________________ _______________________
______________________ _______________________
______________________ _______________________
Задание 2. Заполните таблицу слогов:
Задание 3. Зашифруй слова буквами У или Ю, обозначь цифрой место буквы в слове.
____________________________________________________________________________________________________________________
Как можно назвать эту группу слов?
____________________________________________________________________________________________________________________
Как можно назвать эту группу слов?
____________________________________________________________________________________________________________________
Какая картинка здесь лишняя?
Задание 4. Вставь буквы У или Ю в слово, обозначив свой выбор цветом, соедини слова первого столбика со вторым так, чтобы получились словосочетания.
Кр__глая б___блик
Хр__стальная с__п
Пл___шевые л___стра
Л__ковый л___на
Вк__сный игр___шки
Запиши полученные словосочетания: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Составь и запиши предложение, используя словосочетание из предыдущего задания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6*. Вставь буквы У или Ю в предложения, обозначив свой выбор цветом.
Л__ба г__ляла в сад__. Г__си к__пались в пр__д__. Волк воет на л__н__. К__ры и пет__хи кл__ют зёрна. Б__кв__ и зв__к нельзя п__тать. Земл__ красит солнце, а человека тр__д.