СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект подгруппового логопедического занятия в 5 классе для обучающихся с ОВЗ, на тему_обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами «У-Ю».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия в 5 классе для обучающихся с ОВЗ, на тему_обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами «У-Ю».»

Конспект подгруппового логопедического занятия

в 5 классе для обучающихся с ОВЗ.


Тема: обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами «У-Ю».

Цель: формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами «У» и «Ю» на уровне слога, слова, словосочетания и предложения.

Задачи:

  • дифференциация гласных «У–Ю», служащих для обозначения твердости и мягкости согласных

  • закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;

  • формировать фонематическое восприятие;

  • развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;

  • развивать речедвигательные и слуховые ощущения;

  • обогащать и уточнять словарный запас;

  • совершенствовать грамматические формы речи;

  • добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: карточки с заданиями, мяч, тетрадь, ручка, карандаш, цветные кружочки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

- На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)

- Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)

- Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями (карточка 1) и синюю ручку, в ряду букв найдите слова.

Какие слова вы нашли (открываю слова на доске)? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус).

- Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.)

- Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква «У», а в других буква «Ю».)

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на доске по группам.)

- Распределите эти слова по группам на карточке.

- Подчеркните гласные буквы красным цветом.

-Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

- Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

- Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

- Как звучат согласные перед буквой «У»? (Твердо.)

- Как звучат согласные перед буквой «Ю»? (Мягко.)

- Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: «Буквы «У-Ю» после согласных»

3. Основная часть

1. Дифференциация «У-Ю» на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;

Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;

«Игра с мячом». Послушайте и повторите за мной цепочки слогов:

Бу-бю-бу-бю;

тю-ту-ту-тю;

лю-лю-лу-лю;

му-му-мю-му,

сю-су-сю-су.

2. Пальчиковая гимнастика

Пальцы – дружная семья

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять.

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

***

И движенья выполнять…

Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)

Мы про зайку не забудем –

Ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы:

Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах, карточка 2)

А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;

Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?

– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?

Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

3. Дифференциация «У-Ю» на уровне слова и словосочетания

1) Зашифруй слово буквами «У-Ю», цифрой обозначь место буквы в слове (дети работают на листах, задание 3, карточка 3)

- Кто нарисован на первой картинке? (гусь)

- Какую букву напишем в слове гусь – «У» или «Ю». Почему?

- Какой по счету напишем букву «У»?

- Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.

- Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)

2) Вставь букву «У» или «Ю» в слова.

- Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

4. Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

5. Дифференциация «У-Ю» на уровне предложения

1) Составьте и запишите предложения с получившимися словосочетаниями.

2) Вставь буквы «У-Ю» в предложения, объяснив свой выбор (задание 6, карточка 6).

4. Заключительный этап

1) Экспресс-опрос

– Какие согласные мы учились различать на слух?

– С какой парой букв мы работали на занятии?

– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?

– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

2) Итоговая рефлексия.

Оцени работу сам: работа с линейкой достижений – Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, насколько он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания.







Задание 1. Найди и обведи слова в ряду букв.

пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадлопкгуелаонплюсвыролкцкругуцгагдругваегшыдуншвкуслвдд

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________



Задание 2. Заполните таблицу слогов:


С

П

Д

Л

Р

Б

Т

У








Ю








Задание 3. Зашифруй слова буквами У или Ю, обозначь цифрой место буквы в слове.

____________________________________________________________________________________________________________________

Как можно назвать эту группу слов?



____________________________________________________________________________________________________________________

Как можно назвать эту группу слов?

____________________________________________________________________________________________________________________

Какая картинка здесь лишняя?

Задание 4. Вставь буквы У или Ю в слово, обозначив свой выбор цветом, соедини слова первого столбика со вторым так, чтобы получились словосочетания.

Кр__глая б___блик

Хр__стальная с__п

Пл___шевые л___стра

Л__ковый л___на

Вк__сный игр___шки





Запиши полученные словосочетания: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Составь и запиши предложение, используя словосочетание из предыдущего задания. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6*. Вставь буквы У или Ю в предложения, обозначив свой выбор цветом.

Л__ба г__ляла в сад__. Г__си к__пались в пр__д__. Волк воет на л__н__. К__ры и пет__хи кл__ют зёрна. Б__кв__ и зв__к нельзя п__тать. Земл__ красит солнце, а человека тр__д.