Актуализация знаний
|
Вызвать интерес у учащихся и их родителей к теме мероприятия, организовать деятельность учащихся и включить их в неё.
|
Ребята! Сегодня мы проведём наше занятие в литературной гостиной. Гостиная от слова «гости», значит сегодня у нас будет гость.
Откроем дверь нашей гостиной,
Куда не входят без причины,
Куда ведёт души стремленье
И благородное общенье!
-Ребята, скажите в какой области мы живём?
-А как называют жителей нижегородской области?
- У каждого человека есть родина, где жили их предки, где родились и мы. И наша Родина – наша область и город. Наш край очень красив и богат талантливыми людьми. Поэтому предлагаю познакомиться с творчеством одного нижегородского писателя.
-Посмотрите внимательно на портрет писателя и выставку книг и предположите о ком мы сегодня будем говорить на нашем занятии?
Посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте тему нашего мероприятия.
- Ребята, давайте поставим цели и задачи нашего занятия. Для этого используйте слова-помощники
Познакомлюсь с ………….
Узнаю, что ……………….
Буду уметь ……………….
Смогу поразмышлять …….
|
- В Нижегородской области
- Нижегородцы
- В.Н. Гофмане
- «Мастерская слова: зёрна добра и красоты»
(Земляк - писатель и гражданин В.Н. Гофман)
- Определяют цели и задачи, озвучивают их.
|
Основная часть
|
Вызвать интерес к чтению и творчеству писателя
|
С первых лет жизни мы слушаем, сами читаем произведения разных писателей. Затем продолжаем знакомиться с ними на уроках литературного чтения. Но так часто ничего не знаем о тех поэтах и писателях, которые живут в нашем краю и области. Сегодня мы с вами собрались, чтобы познакомиться с одним из таких писателей, нашим земляком – Владимиром Гофманом, поговорим о его жизни и творчестве.
По словам М. Горького, каждый человек может написать, по крайней мере, хотя бы одну хорошую книгу – книгу о себе. В.Н. Гофман написал много замечательных и интересных рассказов. О некоторых из них мы сегодня будем говорить в нашей литературной гостиной.
Я выбрала двух ребят-помощников, которые помогут нам познакомиться с биографией писателя.
Хорошо.
В 1971 году Владимир Гофман опубликовал свой первый сборник стихов «Щедрый вечер». Затем в 1983 году публикуется в литературном сборнике «Современники» г. Горький. Владимир Николаевич был удостоен премии им. Бориса Корнилова за свои стихи. После становится лауреатом им. Эдуарда Касимова и лауреатом литературной премии Нижний Новгород.
В 2000 году становится настоятелем Архангельского собора Нижегородского кремля и издает сборник стихов «Ночные костры».
В данное время Владимир Гофман является священником Русской православной Церкви, членом Союза писателей России, Союза журналистов России. Автор нескольких книг поэзии и прозы, а также трех пьес для детей (две – в соавторстве). Сейчас живет в Нижнем Новгороде.
Во всех произведениях писателя присутствует чудо, слышится страстный призыв к людям быть добрее и милосерднее друг к другу. В его рассказах живёт душа: добрая, чистая, светлая. С одним из таких рассказов мы уже начали знакомиться – «Животворящий крест».
|
1 ребенок: Владимир Николаевич Гофман родился 10 сентября 1953 года в городе Городце. Свое детство и юность он провел недалеко от нас - в деревне Ситцево. Будущего писателя до семи лет воспитывала бабушка, которая была старостой в церкви, поэтому основные воспоминания писателя связаны с храмом.
2 ребенок: Будущий писатель учился в авиатехникуме, в институте иностранных языков, на историко-филологическом факультете университета. Работал в литейном цехе, в различных газетах, на телевидении, в театре. В 1995 году поступает в Московскую духовную семинарию, оставаясь главным редактором газеты «Светоч».
|
Работа в группах
|
|
К сегодняшнему дню вы должны были прочитать заданный рассказ. Сейчас я разделю вас на 3 группы.
1 группа: чтение отрывка по ролям из рассказа, в сокращении (стр. 62-64) – автор, мальчик (реплики), мальчик (повествование), бабушка.
2 группа: подготовила сочинения на тему: «Чудо исцеления».
3 группа: рисунки к прочитанному рассказу В.Н. Гофману.
|
Я просыпался весь в жару. Бабушка обычно сидела, на краю моей кровати, подперев кулаком голову. В комнате было темно, только лампадка у образов чуть теплилась.
- Что, мой мальчик? - Чего тебе хочется? - спрашивала бабушка, заметив, что я проснулся.
Калины, — шептал я, облизывая сухие губы и снова закрывая глаза.
Да, калина меня, можно сказать, на ноги поставила. Бабушка толкла ее в большой глиняной кружке, добавляла меду и давала мне. Я ел сладко-горькое месиво и мне становилось легче.
Когда я не спал, бабушка тихонько пела песни, рассказывала стихи и разные истории, до которых я был
большой охотник. Одна из таких историй — о Животворящем Кресте — особенно врезалась мне в память.
Произошло это давно, когда еще бабушка была маленькой. Ну, лет сто назад, наверное, не меньше. Недалеко от нашей деревни есть село. Я его знаю, проезжали на автобусе, когда ездили с бабушкой в район летом. В самом центре села и сейчас еще стоит колокольня, высокая такая, из белого кирпича. А раньше, рассказывала бабушка, и церковь стояла. Знаменитая была церковь, ее построили еще при князе Пожарском в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. И хранился в этой церкви чудесный крест. Он и в церковь-то попал чудом. Будто бы однажды проходил недалеко от села через болото слепой человек, да и стал тонуть в трясине. Совсем было уж утонул, как вдруг ноги его почувствовали опору. Так и спасся. Пришел он потом в село и рассказал обо всем. Мужики, конечно, собрались и пошли поглядеть на то место.
В болотину полезли — охота пуще неволи. Залезли в болото, нащупали ту опору и достали из трясины крест.
— Большой был крест, выше человеческого росту, — рассказывала бабушка, а я слушал, затаив дыхание, даже про калину в кружке забыл. — Да, выше, я сама видела, — она перекрестилась на образа. — Раньше на праздники тот Крест по домам носили — по всем деревням, бывало, носят...
— А зачем по домам-то? — спрашивал я.
— Так чудодейный был Крест-то. Болящим исцеление давал, бедным — утешение. Занесут его в избу, батюшка кадит, и все поют:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…
— Баб, а в болоте-то Крест не сгнил, что ли?
— Нет. Чай, не простой был. Животворящий Крест, святой. Помню, сосед наш, Матвей Иваныч — ноги у него не ходили — приложился к Кресту и, что ты думал, пошел ведь! Да... Бывало приносят Крест в деревню, так ведь что — в иную избу запросто занесут, а в иную — хоть и большая изба-то, и ворота широкие — не идет Крест, и все тут!
— Почему?
— А потому, родное сердце, что и в малой избенке праведно люди жить могут. В такую, значит, и Крест входил
без труда. А другая изба, что твои хоромы, да живут в ней
люди недобрые — так и не пойдет в нее Крест. Понял ли?
— Понял.
— Ну и ладно.
— Вот бы к нам этот Крест сейчас занести, я бы скоро поправился!
— Конечно.
— А он к нам вошел бы, в дом-то?
Бабушка вздохнула.
— Это, мой мальчик, один Бог знает.
- А ты как думаешь?
Она гладит меня по голове. Рука у нее прохладная, так приятно ощущать ее на горячем лбу.
— Вошел бы, конечно, думаю, вошел бы, - отвечает она.
Я задремал, и бабушка замолчала.
Так мы с ней часто беседовали. Иногда сквозь сон видел, как она встает, тяжело вздыхая, опускается на колени перед иконами и начинает шепотом молиться.
Несколько детей из группы зачитывают свои сочинения, остальные сдают учителю.
Предоставляют на выставку свои работы.
|