2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Практический (упражнение) | Проводит актуализацию знаний. Сейчас мы с вами проведём речевую разминку. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! Перед вами стихотворение Зинаиды Александровой. Давайте прочитаем его, разделяя слова на слоги. Теперь будем читать медленно, затем средним темпом и потом быстро. | Выполняют предложенные задания. Читают стихотворение. | | | |
3.Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по выявлению локальных затруднений. - Подберите слова, близкие по значению слову «Родина». - Как вы думаете, почему страну, в которой мы живём, мы называем такими словами? - Прочитайте слова К. Ушинского: «Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.» - Почему с этих строк я начинаю наш урок? - Посмотрите на слайд. Знаете ли вы, чей это портрет? - Чтобы узнать название стихотворения, с которым мы будем знакомиться, нужно разгадать ребус. - Какая тема и цель нашего урока? | - Россия, Отечество, отчизна. Предполагают. Читают. - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением, посвященным Родине. - Иван Саввич Никитин. - Русь. - Тема: стихотворение И.С. Никитина «Русь». Цель: познакомиться с произведением И.С. Никитина «Русь». | | П: с помощью педагога формулировать цель. | Становление ценностного отношения к своей Родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Перед тем, как начать знакомство с произведением, давайте узнаем немного о биографии И.С. Никитина. Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Скончался Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 года. Похоронен в Воронеже. В Воронеже на Никитинской площади установлен памятник поэту. В честь него названа одна из улиц этого города. В Воронеже в доме, где поэт жил с 1846, с 1924 действует литературно-мемориальный Дом-музей Никитина. Воронежская научная библиотека носит имя поэта. - В тексте вам могут встретиться незнакомые слова. Давайте узнаем их значение. Мурава – молодая трава. Казна – деньги, имущество, принадлежавшие государству. Шатер – большая палатка, крытая тканью, коврами. Грань – плоская часть поверхности. Нужда – недостаток в необходимом, бедность. Нива – засеянное поле. Зарево – отсвет пожара. Груда – большая куча. - Так как вам теперь все слова известны, я вам прочитаю это стихотворение. А вы внимательно слушаете и следите по тексту. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какой образ Руси создаёт поэт? - На сколько частей можно разделить стихотворение «Русь»? - Где начинается и заканчивается первая часть? - Чему посвящена первая часть? - Как можно её озаглавить? Запишем в рабочий лист. - Какие уголки нашей Родины описывает поэт? - Как вы думаете, можно ли всё это увидеть одновременно? Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него? - Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси. - Каким чувством пронизаны эти строки? - Где начинается и заканчивается вторая часть? - Чему она посвящена? - Как можно её озаглавить? Запишем в рабочий лист. - Каких предложений по цели высказывания много во второй части? - По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? - Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает, и на все вопросы ответит утвердительно. Знаете ли вы, как называются такие вопросы? - Верно, такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют риторическими. - Как вы думаете, один раз в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу? - Как поэт называет битву? - Как вы понимаете следующие строки: "И в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"? - Где начинается и заканчивается третья часть? - О чём пишет поэт в третьей части? - Как можно озаглавить? Запишем. - Как следует читать последние 2 четверостишия? - С кем сравнивает поэт Русь? - Какова основная мысль этого произведения - К чему призывает Никитин нас - своих потомков этим стихотворением? Физминутка. | Предполагают значение слов. Отвечают. - Образ величественной и мощной страны. Русь показана сильной, смелой, не боящейся дать отпор врагам. - На три части. - Под большим шатром … В красе царственной развернулася. - Описанию природы руси. - Необъятная Русь / природа Руси и т.п. - Степи, горы, моря, реки, сады, пустыни, небо. - Нельзя увидеть одновременно. Автор хотел подчеркнуть обширность страны, ее бескрайние просторы и разнообразие природы. - Широко ты, Русь… - Гордость, любовь, почитание. - У тебя ли нет… Бури севера о них плакали. - Историческим подвигам и сражениям Руси, её победам над врагами. - Русь непобедимая / подвиги Руси и т.п. - Вопросительных. - Он знает ответ на эти вопросы. - Риторические. - Нет, Русь участвовала в многих тяжелых битвах и всегда отстаивала независимость. - Кровавый пир. - Руси одержала победу над всеми врагами, они погибли. - И теперь среди городов твоих… За тебя в нужде сложить голову. - О богатстве Руси, об открытости к гостям, объясняется в любви к ней. - Любовь к Родине \ Матушка Русь и т.п. - Торжественно, взволнованно. - Мать – самое дорогое, что есть у человека. - Гордость за Родину. - Помнить историю своей страны и гордиться защитниками Отечества. Выполняют физминутку. | Читать про себя в соответствии с учебной задачей. | К: строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей. | У учащихся будет сформирован познавательный интерес, активность и самостоятельность в изучении произведения И.С. Никитина «Русь». Становление ценностного отношения к своей Родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по нахождению способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. - Теперь ваша задача каждому прочитать его полностью про себя и подготовиться к выразительному чтению. Даю вам на подготовку 2 минуты. После будем читать по цепочке по одному четверостишью. - Посмотрите на слайд. На нем изображены иллюстрации к тексту. Вам необходимо найти и прочитать отрыв к этому рисунку. - Как вы думаете, почему стихотворение получилось таким ярким, образным, эмоциональным? - Какие средства худ. выраз-ти вы знаете? Что такое эпитет, метафора, олицетворение, сравнение? - Давайте поработаем с текстом и выполним задание в рабочем листе. Вам нужно найти средства художественной выразительности и записать их. Можете работать в паре. | Выразительно читают. 1. И теперь среди городов твоих… 2. По седым морям из далёких стран… 3. У тебя ли нет богатырских сил… 4. И в глухих степях, под сугробами… 5. Мурава лугов ковром стелется… 6. И зловещий дым от горевших сёл… - Автор использовал средства художественной выразительности. - Эпитет - художественное определение. Придает произведению особую атмосферу, личное отношение автора. Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном значении на основе сходства. изображаемого. Сравнение - сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое. Олицетворение - наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. - Эпитеты: море синее, мгла непроглядная, поле чистое, туча тёмная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная, воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи, седые моря. Метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью. Олицетворения: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон. Сравнения: нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, люд муравьём кишит. | Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора). | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Теперь подведем итоги урока. Что мы сегодня делали? - Чему учит это стихотворение? - А теперь подумайте, какие качества помогли молодому поэту И.С. Никитину написать такое стихотворение? - Все ли пункты плана мы выполнили? | - Знакомились с произведением И.С. Никитина «Русь». - Учит гордости и любви к Родине. - Любовь к Родине и народу. Гордость за свою Родину. Знание исторических событий. -Да. | Владеть элементарными умениями анализа текста: определять главную мысль. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | Становление ценностного отношения к своей Родине, проявление интереса к изучению истории и культуре Российской Федерации. |