Объяснение новой темы урока 1. Афинская демократия при Перикле. А) Афинское народное собрание; Б) Афины при Перикле. | Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем ту большую тему, которую начали на прошлом уроке. План: 1. Афинская демократия при Перикле. А) Афинское народное собрание; Б) Афины при Перикле. ПЗ: Почему афинскую демократию при Перикле можно считать образцовой? ППЗ: Сравните устройство Афин при Перикле и спартанского полиса (афинского полиса времён Солона). В V в. до н.э. в Афинах не было не царей, не вельмож. Афиняне считали, что любой гражданин Афин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством. Власть в Афинах принадлежала демосу (т.е. кому?), поэтому греки называли управление в Афинах «демократией». Демократия – власть народа. Мы уже узнали с вами, что в Афинах власть принадлежала демосу. Самой важной должностью в Афинах была должность первого стратега, и её, как вы уже догадались, занимал Перикл. На эту должность его избирало Народное собрание на протяжении 15 лет. Сейчас вы откроете § 40 на странице 191 и прочитаете, чем ещё занималось Народное собрание, и мы с вами потом заполним схему. Давайте с вами обратимся к иллюстрации на странице 191 «так могла выглядеть Народное собрание в Афинах» (слайд). Что мы на ней видим? Кто участвует в нем? Как вы думаете, что эти люди делают? Заполняем схему: Д Е М Народное собрание (5 стрелочек – функции). О (кто мог в нём участвовать) К Р А Первый стратег (2 функции) Т И Я Функции Народного Собрания: Выборы Стратега, Объявление войны, Принятие законов, Распоряжение казной и утверждение расходов стратегов., Утверждение мирных переговоров. Функции первого стратега в Древней Греции: Руководил войском и флотом, Ведал отношениями Афин с другими государствами. (Подсказать детям, если надо). Перикл (495-429 гг. до н.э.) был одним из крупнейших афинских государственных дятелей, происходил из аристократического рода Алкмеонидов. Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Когда одного аристократа, тоже прекрасного оратора, спросили, кто искуснее в споре – они ли Перикл, тот ответил: «Если даже в борьбе мне удастся повалить Перикла, он встанет и тут же убедит присутствующих, что не он, а я лежал на обеих лопатках». Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Даже враги Перикла признавали, что большая часть государственных доходов при нём тратится на культурные цели, как вы уже прочитали об этом в параграфе. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан. Теперь, ребята, давайте с вами поработаем с документом на странице 193. Для начала мы прочитаем его, а потом ответим на вопросы. Давайте ответим на вопросы. Кому принадлежала, по речи Перикла, власть в Афинах? За что выступал Перикл – за равенство между бедными и богатыми людьми или за неравенство? Чем считал Афины для всей Эллады Перикл? Давайте подумаем, ребята, какой главный вывод можно сделать из речи Перикла? И действительно, Перикл сделал много для развития демократии в Древней Греции. Ребята, раньше за государственную службу в Афинах не платили, потому что занятие этих должностей – сборщика налогов, смотрителя рынка, судьи – были сами по себе почётными. Однако Перикл стремился, чтобы все граждане участвовали в управлении государством и судами. По его предложению был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, стали платить деньги из казны. Этих денег было немного, но их хватало на покупку еды для небольшой семьи. Давайте теперь с вами посмотрим, кто были друзья Перикла (слайд с фотографиями). Анаксагор был учителем и другом Перикла. Он был знаменитым учёным и философом, изучал природные явления, астрономию и математику. Другом Перикла был также Софокл – кто это? Как друг Перикла он уже участвовал как воин в морских походах. Ещё одним другом Перикла был Фидий – кто это? Именно Перикл поручил Фидию руководить возведением статуй и храмов на Акрополе. Геродот так же был другом Перикла – кто это? Геродот по предложению Перикла отплыл с другими афинянами в Италию, чтобы основать там колонию. Аспасия – жена Перикла. Она была одной из образованнейших женщин Эллады. У Перикла было много хороших и влиятельных друзей, чьи имена остались в истории, однако у него было и множество врагов. Давайте откроем страницу 195 и прочитаем, что сделали враги Перикла, чтобы разрушить его дружбу с Анаксагором и Фидием. Ребята, как мы с вами можем охарактеризовать Перикла? | Записывают в тетрадь. Ответы учащихся. Записывают определение в тетрадь. Открывают учебник и читают. Составляем схему с ребятами. Читают документ на странице 193 (по цепочке). Древнегреческий драматург, создатель трагедий. Древнегреческий скульптор, создатель статуй Афины и Зевса (на слайде). Одно из семи чудес света. Древнегреческий историк, «отец истории». Читают текст. Отвечают про Фидия и Анаксагора. Он был хорошим политическим деятелем, сделал много для расцвета афинского государства, был хорошим человеком и другом. |