СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-беседы по картине А. Пластова «Сенокос»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-беседы по картине А. Пластова «Сенокос»»

Конспект урока-беседы по картине А. Пластова «Сенокос»

Класс: 1

Тема: Беседа о художнике А. Пластове и его картине «Сенокос».

Предмет: Изобразительное искусство.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: Познакомить детей с творчеством художника А. Пластова, его картиной «Сенокос».

Задачи:

  • Образовательные:

  1. Познакомить с биографией художника и раскрыть содержание картины «Сенокос».

  2. Учить детей чувствовать настроение, передаваемое художником в картине, выделять с помощью каких изобразительных средств художник смог его передать.

  • Развивающие:

  1. Развивать внимание, мышление, речь: уметь дать описание художественного произведения с учетом особенностей композиции, составлять описания внешности человека, природы, настроения.

  2. Развивать у детей способность точно употреблять слова в устной речи, формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

  • Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к искусству, творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.

Оборудование: репродукция картины А. Пластова «Сенокос», презентация.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные УУД:

  • уметь творчески видеть с позиций художника, т.е. уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД:

  • уметь вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Анализ произведения искусства.

  3. Итоги урока. Вопросы учащимся.





Ход урока.

этап урока

деятельность педагога

деятельность обучающихся

Организационный момент.












- Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока «Здравствуй, лето!»

Тема красоты родного края, природы.


Давайте, подумаем, что же делают люди летом? В городе? В селе?


Не только отдыхают, но и трудятся. Вспомните пословицу «Летний день всю зиму кормит» О чем она?

Скажите, какие произведения художников о родном крае, о сельском труде вам знакомы?


Тема природы, тема сельских будней, уборки урожая, сенокос рассматривается в произведениях искусства таких художников, как Венцианов «Жнецы», Шишкин «Рожь»и др.

Ответы на вопросы учителя.

Анализ произведения искусства.

Слайд с портретом художника: Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) Выдающийся живописец, певец русской деревни и русской природы.


- Сегодня мы познакомимся с творчеством Аркадия Александровича Пластова, рассмотрим и побеседуем о его картине «Сенокос».


- Что такое сенокос?

- В этой картине лето завораживает буйством красок, звенящими звуками.


- Кто изображен на картине, ребята?


- Какое настроение вызывает эта картина? Почему?


- Какими средствами художественной выразительности передает свое настроение художник?


Мы видим не только косарей, цветущее разнотравье, но и кажется, что мы слышим ритмический звон, взлетающих кос, тихое шелестенье березовых листьев, жужжанье мохнатых шмелей и негромкое щебетанье пичужек.


- Как художник изобразил труд косарей? Радуются ли они своему труду или он им в тягость?


Сельские жители сызмальства приучены к труду. А лето для подростков не только школьные каникулы, но и помощь взрослым на полях и лугах. Ведь надо заготовить много сена, чтобы его хватило для скота на всю зиму. Крестьяне говорят, что летний денек - год прокормит. Вот такой июльский погожий денек и изображает художник.


Сенокос в деревенской жизни это не только труд, но и праздничная пора. Единение с природой. От скошенной травы поднимается пряный аромат, который буквально опьяняет. Так хочется прилечь на эту траву и немного помечтать, глядя в бездонное серо-голубое небо, когда воздух так прозрачен и свеж. Охватывает неповторимое чувство радости и оптимизма.


- Давайте посмотрим, какие краски художник выбрал для передачи этих образов. Что вы знаете о значении цвета в живописи?


Цвет в картине - это главное. Живопись – искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

Пластов передал всю красоту и яркость полевых цветов, сочную зелень травы. Эта необыкновенная красота вызывает у нас восторг! Изящные кроны красавиц березок, словно ажурные кружева лишь чуть-чуть заслоняют косарей от ярких лучей полуденного солнца.

Так какие цвета преобладают в картине?

- Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:


1. Небо – синее, голубое…


2. Травы, цветы – зеленые, красные, синие, розовые…


3. Деревья – ярко зеленые, светло зеленые…


- Почему художник выбрал для фона картины яркие цвета, теплые тона?


(всё начинает зацветать, и это цветение природы вызывает радостное настроение).


Пластов жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова от других художников. Жизненная правда полотен А.А. Пластова - трудная жизнь - нероскошный быт - душевная радость - бодрость и энергия дела -благородная трудовая усталость - прикосновение к земле


А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям.

Просмотр презентации, знакомство с художником А.А. Пластовым, ответы на вопросы учителя.














Беседа, рассуждение по картине.

Итоги урока

- Кто написал картину «Сенокос»?

- Понравилась ли вам картина? Чем?

- Какие вызывает чувства картина «Сенокос»?

- Что хотел показать художник в картине «Сенокос»? Какие средства художественной выразительности он использовал? Какие краски преобладают на картине?

- С какими произведениями о сельской жизни, труде вы знакомы еще? Что изображают в них художники?

Ответы на вопросы учителя.















Приложение 1

А. Пластов «Сенокос»





Приложение 2

Вопросы для беседы:

  1. Что такое сенокос?

  2. Кто изображен на картине?

  3. Какое настроение вызывает эта картина? Почему?

  4. Какими средствами художественной выразительности передает свое настроение художник?

  5. Как художник изобразил труд косарей? Радуются ли они своему труду или он им в тягость?

  6. Какие краски художник выбрал для передачи образов? Что вы знаете о значении цвета в живописи?

  7. Почему художник выбрал для фона картины яркие цвета, теплые тона?