УРОК № 18
Дата проведения:
Тема урока: Биология и здоровье
Количество часов: 1
Тип урока: Комбинированный
Целевая установка: Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья
Понятия и персоналии: Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные: Умение приводить доказательства зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды, демонстрировать знания элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы, осуществлять рефлексию деятельности.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы
Личностные: Познавательный интерес к биологии. Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. Применение знаний в практической деятельности.
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Открытые тесты по теме: «Биологи защищают природу»
1. Многие растения и животные исчезли по … вине человека
2. До появления на Земле человека один вид исчезал в среднем…за одну тысячу
3.В настоящее время один вид исчезает…за один год
4.Воздействие человека на природу проявляется в двух формах: …прямое и косвенное
5. Запрещено уничтожение всех видов, внесенных…в Международную Красную книгу и Красную книгу России
6.Для разведения отдельных видов ученые создают специальные… питомники, ботанические сады, заповедники
7.С целью охраны растений и животных создают :…национальные парки
8.Краснная книга – это список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений
9.Заповедник - это … участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.
10.Заказник - это … охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды...
11.Редкие исчезающие виды заносят в… международную и российскую Красные книги.
12. Исчезнувших растения и животных заносят в …
Актуализация знаний
Сегодня нам предстоит серьёзный разговор, я бы даже сказала самый серьёзный разговор из всего курса биологии 5 класса. А его тему нам подскажет маленький фрагмент мультфильма (фрагмент мультфильма «Ёжик и здоровье»). Ребята, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?
О здоровье придумано много пословиц и поговорок. А какие пословицы знаете вы?
А мне вот какая пословица очень нравится, я её немного изменила и получилось: «Береги платье с нову, а здоровье с молоду!» и ещё задумайтесь вот над таким фактом: 75% болезней человек приобретает до 16 лет! Рождается здоровым, а потом появляются болезни.
Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на уроке?
Изучение нового материала
Ребята, а что такое здоровье?
Используя слова – подсказки, попытайтесь дать определение понятию «здоровье» (Приложение №2). Организует работу учащихся в парах.
Проверяет работу учащихся в парах.
«Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга.» (записано на доске).
Такое определение понятия здоровье дано в электронной энциклопедии – википедии. Сравните результаты вашей работы с этим определением.
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни
А что такое образ жизни?
Образ жизни — это набор привычек, действий, реализуемых в определенном порядке или по графику.
Иммунитет человека — это способность его организма защищаться от различных «врагов», т.е. чужеродной генетической информации. С одной стороны, иммунная система защищает организм, а с другой — её состояние зависит от общего здоровья человека. Если индивид активен, крепок, подвижен, и жизнерадостен, то и иммунитет у него будет в порядке, а если слаб и пассивен, то иммунная система будет соответственной
Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное питание
Помимо правильного питания, приведем ещё несколько способов зарядить свой иммунитет, жить здоровым и жить здорово!
Занимайтесь спортом.
Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вас стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс — это улучшит работу желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.
Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.
Больше витаминов
Каждому из нас нужен витамин D, который содержится в лососе, яйцах и молоке. Цитрусовые — великолепный источник витамина C. Но получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему”.
Так же для укрепления иммунитета очень важен цинк- он имеет антивирусное и антитоксическое действие. Получить его можно из морепродуктов, из неочищенного зерна и пивных дрожжей. Кроме того пейте томатный сок- он содержит большое количество витамина А.
Закаляйтесь!
Вашим помощником в ведении здорового образа жизни может стать закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играю и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и обмен веществ. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки
Мойте руки!
Когда вы моете руки, делайте это дважды. Когда ученые из Колумбийского университета занимались изучением данной проблемы у добровольцев, то обнаружили, что однократная мойка рук не имеет практически никакого эффекта, даже если люди использовали антибактериальное мыло. Поэтому мойте руки дважды подряд, если хотите отогнать простуду.
Хотите быть здоровыми — ведите здоровый образ жизни. Ваш новый девиз: нет лежанию на диване, больше физических упражнений и свежего воздуха!
Физминутка
Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – ключ к здоровому образу жизни.
Данные статистики утверждают, что 53% состояния здоровья человека зависят от его образа жизни. Что бы доказать это, я предлагаю вам поработать с текстом «Составляющие здорового образа жизни» (Приложение №3). Анализировать текст мы будем по группам. Организует работу в группах (каждый учащийся заполняет только один вертикальный столбец таблицы, после выполнения задания учащиеся обмениваются информацией).
Организует проверку таблицы «Влияние образа жизни на здоровье человека».
Сделайте вывод о влиянии образа жизни на здоровье человека.
Рефлексия.
Насколько вы сами соблюдаете правила здорового образа жизни? Давайте это проверим при помощи анкеты (Приложение №5). Проводит анкетирование.
Завершить наш урок я хочу притчей о мудреце и бабочке (приложение №6).
Домашнее задание Упр. 1, стр.70.