Урок чтения.
Тема: « Как Незнайка сочинял стихи»
Цели:
- Познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии Н. Носова
- Дать понятие словам «рифма», «поэт», «дразнилки», «юмор»
- Упражняться в подборе рифм
-Воспитывать уважительное отношение друг к другу
-Через подбор примеров поведения действующих лиц рассказа Н.Носова выработать правильную линию поведения с друзьями, взрослыми людьми, знакомыми.
Организационный момент
С неба звездочка упала,
Я желанье загадала,
А желанье вот такое:
Будем думать и читать
И пятерки получать,
И небесная звезда
Всем сказала «Да, да, да!»
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Послушайте небольшое стихотворение и скажите, какие чувства у вас возникли при его прослушивании.
Мне смешинка в рот попала –
Целый час я хохотала,
А потом пришёл Алёшка,
Посмеялись мы немножко,
А потом пришла Маринка,
К ней запрыгнула смешинка.
Мы так дружно хохотали,
Что немножечко устали.
А смешинка прыг да скок –
Ускакала за порог.
Мы Алёшку пощекочем –
Завтра снова захохочем.
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.
Кроссворд
1. Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. .
2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
У …….. под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
3. Замечательный музыкант Цветочного города. Умел играть на разных инструментах.
4. Этот герой управлял газированным автомобилем и всегда торопился.
5. Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя)?
Прочитайте, какое слово получилось?
Почему я начала урок с этого кроссворда?
О творчестве этого писателя мы говорили на предыдущем уроке, читали дома его произведение
Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н.Носов - волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты. Жизнь Н.Носова полна творческих поисков и открытий. Почти сорок лет Носов отдал благороднейшему делу воспитания наших мальчишек и девчонок.
«У этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа». (В. Катаев.)
Писателем он стал не сразу. Носов говорил: “Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было много о чём порассказать людям”. Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал “Икс”. А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы, которые мы все полюбили.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ “Затейники” он отнёс в журнал “Мурзилка”. Это было в 1938 году. За этим рассказом последовали другие: «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры».
Но широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.
Перечислите героев, с которыми мы встретились в нашем произведении.
Вами были названы многие герои. А кого из них можно назвать главным?
- Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели мультфильмы).
- Целая книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей.» Она состоит из нескольких глав. С одной из них мы сегодня познакомимся
Наш урок будет посвящен знакомству с отрывком из повести-сказки «Как Незнайка сочинял стихи» известного детского писателя Николая Николаевича Носова.
Носовский Незнайка признан самым популярным персонажем не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаете ли вы, с кого срисован образ Незнайки?
Поговаривают, например, что Незнайка буквально срисован с сына Н.Н.Носова — Петра. И волосы у него были вьющиеся, непослушные. И по характеру он — непоседа. При своём небольшом росте Пётр в детстве прекрасно играл в волейбол и баскетбол, потому что был прыгучий, как мячик
Коротышки не раз говорили, что Незнайка — мастер присочинить. А этот дар у него, несомненно, от самого Николая Николаевича Носова. Незнайка имеет пристрастие к вызывающе ярким тонам в одежде, к шляпам с широкими полями. На одной из самых удачных фотографий Носова писатель как раз в шикарной шляпе. И сразу видно, он с ней — единое и неразрывное целое. А взять другую фотографию, и сходство будет просто разительным. На ней у маленького Носова глаза огромные, совершенно круглые и ясные, просто те самые глаза, которыми Незнайка смотрит на нас с любой страницы его трилогии.
Героем сегодняшнего урока будет один сказочный персонаж, которого вы отгадаете, прослушав мою загадку.
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он? Быстро отгадай - ка!
Как зовут его?.../ Незнайка/.
Песня Незнайки
Незнайка — самый известный коротышка Цветочного города. Это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Он такой хвастунишка, лентяй и бузотёр, что из-за своего характера постоянно попадает в разные переделки.
Я хочу вам показать книгу, которая прославила и сделала известным писателя: «Приключения Незнайки и его друзей». В ней много рассказов про жителей Цветочного города. С одним из них вы уже повстречались на прошлом занятии. Одна из глав книги носит название «Как Незнайка сочинял стихи».
Инсценировка
- Кто учит Незнайку сочинять стихи? Что советует Цветик? (сочиняй так, чтобы был и смысл, и рифма).
Что такое рифма, поэт?
Рифма – Что сказал Цветик о значении этого слова Незнайке? Прочитайте цитату в учебнике.
Это созвучие концов стихотворных строк
поэт – писатель, автор стихотворных поэтических произведений.
- Что делает Незнайка, придя домой? Какие стихи он сочинил и про кого? Найдите в тексте, прочитайте вслух .(Незнайка сочинил стихи про Знайку, про Торопыжку, про Авоську)
- Как восприняли друзья стихи? Почему им не понравились эти стихи? Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?(Стихи не понравились друзьям, в стихах он дразнит друзей, говорит неправду).Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство.
Дразнилки –прибаутки, стишки, песенники, в которых предметом вышучивания , осмеяния и иногда издевки являются имена, физические недостатки и внешность.
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, а также оскорбительный поступок, поведение по отношению к кому-нибудь, чему-нибудь.
-- Считаете ли вы, что поэтом быть нетрудно, нетрудно сочинять стихи?
Почему у Незнайки не получились стихи? ( В сочинении стихов важен не только подбор рифмы, но нужно учитывать и смысл слов, заложенный в слова стихотворения. Стихи Незнайки переросли в дразнилки, он ущемил достоинство своих друзей, навел на себя их обиду и негодование. Острота ума, мудрость, меткость, смекалка – основа стихотворения. Значит, чтобы сочинять стихи нужен особый подход, нужны знания и умения.
Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.
Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?
С ним надо обращаться уважительно. А дразнить – это плохо.
Давайте попробуем это сделать:
1.Возле этой ёлки
Бродят злые………………..
2. Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную ………………………
3.Ёлка, ёлка, ёлочка –
Колкая……………………………
4.Михаил играл в футбол
И забил в ворота…………………..…..
5.Жил да был весёлый гном –
Он в лесу построил…………………..
6Заглянула в дверь коза –
Очень грустные …………………..
7.Где же, где петушок,
Золотой наш ………………………….
8. Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под … горой.
9. Мы делили апельсин,
Много нас, а он … один.
10. Доедая с маслом булку,
Братья шли по … переулку.
11. Шевелились у цветка,
Все четыре… лепестка.
12. В небе плыли облака,
Под горой … текла река.
13. На болоте стоит пень,
Обойти его мне … лень.
14.Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках … снегири.
15. На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек … стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком… булку.
- Давайте дадим характеристику главному герою. Незнайка – какой он по характеру? (Смешной, неунывающий, веселый, забавный, фантазер, общительный)
Это – юмористический рассказ)
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо.
- Что смешного в этом рассказе? Что высмеивает автор? (Это веселый, смешной рассказ, автор изображает героев в смешном виде, с юмором показывает человеческие недостатки, тем самым доступно сообщает что-то интересное, полезное. Носов высмеивает незнание, неумение, поверхностное отношение к делу, отсутствие чувства юмора, взаимопонимания).
Что вы посоветуете Незнайке? (работа в группах) Собрать пословицы, найти подходящую по смыслу к прочитанному отрывку и объяснить её.
Мало хотеть, надо уметь.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Одно дело делаешь - другого не порть.
И готово, да бестолково.
Плохая шутка до добра не доведёт.
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
А его друзьям?
(Незнайке не хватало умений и знаний в стихосложении, а его друзьям - чувства юмора. Если бы друзья приняли бы стихи Незнайки за милую шутку, то, возможно, между ними не было бы обиды. Значит иметь чувство юмора нам на пользу.)
Почему все обижаются?( нет чувства юмора).
-Действительно ли в его стихах есть что-то обидное?
Физкультминутка. (под песенку «Кузнечик», слова к которой сочинил Н.Носов)
Наш Незнайка потянулся
Руки в боки и нагнулся.
Встал, присел и снова встал.
На носочки встал легонько
И за парту сел тихонько.
Как сам Носов относится к Незнайке?
И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки, но именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в главные герои трёх своих сказочных романов.
Обаяние делает его неотразимо привлекательным и даёт ему возможность с первой же минуты завоевать читательские сердца.
Что бы вы посоветовали Незнайке?
- Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться наблюдательности, трудолюбию, понимать важность приобретения знаний. Нельзя обманывать, дразниться, надо дружить.
Как же помочь человеку, если он ошибся? Какие выводы вы сделали для себя?
- Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться уважительно. А дразнить – это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.
Игра «Рифма от Незнайки»
Ребята сейчас каждый из вас побудет в роли Незнайки, у меня есть его шляпа. Тот из вас, у кого шляпа окажется на голове, должен придумать рифму к слову, которое появится на экране.
Бочка – кочка, почка,
Тучка – кучка
Мишка – крышка, шишка
Палка – галка, выручалка,
Печка – свечка
Весною – листвою, травою,
Ручьи – соловьи, воробьи,
Игра «Доскажи словечко»
-На четыре или пять
я иду тебя … (искать)
-Шла собака через мост
Четыре лапы, пятый …(хвост)
Если мост провалится,
То собака …(свалится),
Чтобы ей не потонуть,
Ты беги её …(тянуть)
-Над каким произведением сегодня работали? Кто автор?
А сейчас давайте проверим, внимательно ли вы читали рассказ?
Незнайка пришёл к Цветику на улицу:
¡ Васильковую
¡ Одуванчиков
¡ Розовую
¡ Незабудковую
2. Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:
…был голодный,
Проглотил утюг холодный…
¡ О Торопыжке
¡ О Знайке
¡ Об Авоське
¡ О Цветике.
3.Укажи, кому принадлежат слова:
Надо прекратить это издевательство!.
¡ Знайке
¡ Пилюлькину
¡ Цветику
¡ Торопыжке
4. Кто такой Цветик?
¡ Поэт
¡ Повар
¡ Парикмахер
¡ Цветовод
6. Найдите рифму к слову шишки:
¡ Ошибка
¡ Удаленькие
¡ Краски
¡ Малышки.
Сегодняшнюю нашу работу над произведением Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку:
Прежде чем промолвить слово,
Ты все взвесь и не спеши,
Чтобы все сказать толково
Все обдумай и реши.
Хоть случайно, хоть шутя,
Вежлив будь с людьми всегда.
В жизни истина одна –
Не болтай впустую зря!
Знания – вот это сила,
Грамотность всегда нужна.
Разум, мудрость, похвала –
В жизни важные слова
Наш урок подошел к концу. Вы все очень активно работали, поэтому я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-Продолжите предложение:
Мне было интересно…
Мне захотелось…
Я учился ….
У меня получилось…
14