СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Исходила младешенька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Исходила младешенька"»

Технологическая карта урока музыки

Тема урока

Исходила младешенька

Педагогические цели

Содержательная: Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов.

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Проблема урока

Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне?

Задачи:


Предметные

  • Познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы.

  • Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского.

  • Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.

  • Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

  • Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать.

Личностные

  • Способствовать проявлению эмоционального отношения к искусству, эстетический взгляд на мир, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознанию своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов.

Метапредметные

  • Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

  • Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

  • Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника

Основное содержание темы, понятия и термины

Народная и профессиональная музыка. Интонационно образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.

Образовательные ресурсы

  • Музыка. 4 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций /Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. М.: Просвещение, 2015.

  • Портрет М.Мусоргского.

  • Мультимедийная презентация

Музыкальный материал

  • «Рассвет на Москвереке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского.

  • Песня «Я люблю тебя Россия».








Сценарий урока


Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Методы и приемы

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

  • Здравствуйте, ребята! Садитесь.


Слышать и слушать. Смотреть и видеть. Думать и задумываться.


  • Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы на нем видите?

  • Да, но это не просто картинки. Каждый из них обозначает какое-то правило урока. Как вы думаете что обознает первая картинка?

  • Что обозначает вторая картинка?

  • А какое правило в себе заключает 3 картинка?

  • Поднимите руки, кто будет соблюдать все эти правила.

  • А зачем их нужно соблюдать?

  • Молодцы, я буду следить, как вы соблюдаете эти правила в течение урока.

Приветствуют учителя.











  • Картинки с изобржением ухоа, глаза и знака вопроса.

  • Что надо внимательно слушать и слышать.


  • Что надо смотреть и видеть.

  • Надо думать и рассуждать.

Поднимают руки.

  • Чтобы работалось легко и быстро.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

  • Беседа

  • Шифровка

Этап актуализации

  • Давайте вспомним, что мы слушали на прошлом уроке. Слушайте внимательно и постарайтесь определить, какой фрагмент звучит. Сели красиво спинки выпрямили.

Звучит интродукция к опере «Иван Сусанин».

  • Итак, как назывался фрагмент, который вы сейчас прослушали?

  • Кто автор этой оперы?

  • Что такое интродукция?

  • О чем повествуется в этом отрывке?






  • К какой музыке относится это произведение: авторской или народной?

  • Почему?





Слушают.

  • Интродукция к опере «Иван Сусанин».

  • М.И. Глинка.

  • Введение в опере.

  • О том как возвращаются домой народные ополченцы и как после победоносной битвы с поляками их с хлебом солью встречают дома женщины.

  • Авторской.

  • Потому что автор этого произведения нам известен.

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение


Этап выявления места и причины затруднения

  • Многие композиторы в том числе и М.И. Глинка в своей опере «Иван Сусанин» использует народные мотивы. А зачем же авторы используют народные мотивы в своей музыке?

  • На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

Затруднение.




  • Зачем композиторы используют народные мотивы в своей музыке?

Регулятивные: формулируют учебную цель под руководством учителя.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи.


Этап введения нового знания

1) Вступительное слово учителя.

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы прослушаем несколько произведений велкого русского композитора М.П. Мусорского.

Он является одним из величайших русских композиторов 19 столетия .

Модест Петрович родился в семье помещика. В семье, до его рождения уже были дети. Модест был младшим, поэтому мать его особенно горячо любила, уделяла ему много внимания и отдавала ему все свое материнское тепло. Мать начала обучать его в раннем возрасте игре на пианино. В семье никто не предполагал, что он станет музыкантом. Он хорошо пел, хоть и не учился этому. Он пробовал сочинять уже в раннем возрасте.Согласно семейной традиции, в 10лет. его отвезли в Петербург: вначале в немецкую Петропавловскую школу, затем перевели в Школу гвардейских подпрапорщиков, по окончанию которой был зачислен в Преображенский полк. Духовное созревание Мусоргского в этой обстановке протекало весьма противоречиво. Он преуспевал в военных науках, за что был удостоен особенно любезным вниманием императора, но в тоже время был желанным участником вечеринок, где играл польки и кадрили,брал уроки фортепианной игры у известного педагога, посещал оперные спектакли, вопреки недовольству военного начальства.

Знакомство с известными русскими композиторами , беседы с ними повлияло на то, что Мусоргский подал прошение об отставке. Невзирая на уговоры друзей и родных, он порвал с военной службой, чтобы ничто не отвлекало его от музыкальных занятий. Он написал множество замечательных произведений, но успех ему

принесли оперы: «Борис Годунов», «Хованщина».

2) Прослушивание и анализ произведений.

  • А теперь внимательно прослушайте музыкальное  произведение и постарайтесь определить, еть ли в этой музыке народные мотивы. Сядьте красиво, спинки выпрямили.

( прослушивание произведения)

  • Определите, какая это музыка -  народная  или композиторская?

  • Какой звучит оркестр – народный  или симфонический? (Симфонический)

  • Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?

  • Если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам.

  • Какое время дня изобразил в музыке композитор?  (Утро)

  • «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор данное музыкальное произведение  М.П.Мусоргский, вступление  к опере «Хованщина».Его музыку называют гениальной. Родился он 150 лет назад, в детстве любил слушать колокольные звоны.

  • Вы прослушали произведение,  на душе у вас от рассвета легко или тревожно?   Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)

  • Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает  исторические события 17 века: уходящая феодальная Русь  и начало славных дел Петра 1 .

  • Главная героиня оперы – Марфа.

  • Какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами.

(Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня Марфы)

  • Итак, как вы думаете, какой же судьбы эта девушка? Почему так думаешь?

  • Как звучала музыка?

  • Кто мне может сказать, почему этот отрывок называется песня-ария?

  • Почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?

  • Что он хотел сказать этим, что хотел показать?  Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

3) Вывод по идее произведений.

  • Итак почему же композиторы в своих произведения обращались к ародным мотивам?

  • В каких произведениях мы можем услышать народные мотивы?




































Слушают музыкальное произведение.




  • Композиторская.


  • Симфонический.


  • Да, есть.




  • Утро.


























  • Хотел показать характер простой русской девушки Марфы: в ней сочеталось мужество, решительность, а так же нежность и ранимость.





  • В произведениях, повествующих о усском народе.

Регулятивные: выполняют учебные действия в громко речевой и умственной форме, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной цели урока.

Коммуникативные: приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование разных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.


  • Метод сопереживания

  • Метод размышления о музыке.

Этап первичного закрепления знаний

  • Мы тоже любим свою страну- Россию! Я предлагаю разучить песню, а вот как она называете вы скажете после прослушивания.

1) Прослушивание песни «Я люблю тебя Россия»


1 куплет

Я люблю тебя Россия.

Край мне с детства дорогой,

Где звенит под небом синим

Колокольчик луговой.

Припев

Ой, тили-тилили-люли,

Ой, тили-тилили-лю ,

Ой, тили-тилили-люли,

Ой, я тебя люблю.

Ой, да я тебя люблю!

2 куплет

Я люблю тебя Россия.

Здесь такой народ живет.

И знакомая тропинка

Быстро к дому приведет.

И знакомая тропинка

Быстро к дому приведет.

Припев


3 куплет

Я люблю тебя Россия

и березок хоровод.

Ты всегда гостей встречаешь

у раскрытых у ворот.

Ты всегда гостей встречаешь

у раскрытых у ворот.

Припев- 2 раза

2) Анализ песни.

  • Как может называться песня?

  • Верно. Она называется «Я люблю тебя, Россия».

  • Какой мотив вы услышали?

  • Какие слова помогают нам понять, что музыка близка к русским народным песням?

  • Как мы будем петь эту песню?

3) Разучивание.

  • Внимательно прочтите текст про себя.

  • А теперь прослушаем песню под музыку. Все приготовились слушать. Кто хочет, может тихонечко подпевать про себя.

  • Теперь все вместе споём.

  • Что не получилось при пении?

(нечеткая дикция, кричали, а не пели, пели неслаженно)

  • Исправим эти ошибки и споём еще раз.

  • Дружно проговорим припева

  • Читают выразительно текст

  • Теперь пропоем про себя с активной артикуляцией

  • Исполним припев 1 куплет и 2 куплет

  • Вместе исполним припев.

4) Исполнение.




Слушают песню.
































  • «Я люблю тебя Россия», «Моя Россия», «Родина».

  • Народный мотив.

  • Тили-тилили-люли.

  • Задорно, весело, радости, с чувством гордости за Россию.


Читают текст про себя.

Слушают и тихонько подпевают.














Исполняют песню все вместе.

Регулятивные: Понимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют её решение под руководством учителя.;

Осуществляют взаимоконтроль.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания.


Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1) Итог урока.

  • Как звучала тема нашего урока?

  • Какие новые произведения прослушали?

  • Какие мотивы услышали в этих произведениях?

  • Почему авторы используют мотив русской народной песн в своих произведениях?

2) Рефлексия.

  • На столах у каждого из вас лежат лесенки. Каждая ступенька соответствует определенной оценке. Если вы считаете, что заслуживаете оценки «5», то нарисуйте себя на верхней ступеньке если отметки «4», то на средней ступеньке, а если отметки «3» то на нижней ступеньке.

  • Почему ты отметил себя на верхней ступеньке?

  • Почему ты отметил себя на средней ступеньке?

  • Над чем тебе еще нужно поработать?

  • Молодцы. Урок окончен. До свидания.


Познавательные: делают выводы в результате работы на уроке.


Регулятивные: оценивают результат работы, осознают качество и уровень усвоения.


Коммуникативные:

владеют диалогической формой речи.

  • «Лесенка упеха»

  • Метод музыкального обобщения


2