Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Для обучающихся с ГУО и ТМНР, 3 класс.
Тема: Хлеб. Изучение символа и жеста «Хлеб»
Образовательные:
Формировать представление о хлебе. Познакомить с символом, жестом «Хлеб», побуждать к речевой деятельности.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление, речь через упражнения на синтез и анализ, на соотнесение, обобщение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебной деятельности, общению.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки, символы, презентация «Хлеб», дидактическая игра «Продукты. Лото».
1. Организационный момент
Давайте поздороваемся! Повторение жеста «Здравствуйте»
Встаем в кружок, беремся за руки, за пальчики, за ушки, за плечики. и.т.д.
Артикуляционная гимнастика.
2. Сообщение темы.
Ребята, отгадайте, что у меня на столе под салфеткой?
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Педагог поднимает салфетку и показывает каравай хлеба.
Сегодня мы будем повторять жесты «Есть» «Дай», «Пожалуйста», и выучим жест и символ «Хлеб»
3. Основная часть
Мы едим хлеб каждый день. Он бывает разной формы и разный по вкусу.
Обсуждение, какие виды хлеба мы знаем.
Чаще всего у нас на столе бывает вот такой хлеб. (предметная картинка)
Хлеб всех видов выпекается из теста. Выпекают тесто люди особенной профессии – пекари. Предлагаю и вам побыть сегодня пекарями. (раздать по кусочку теста)
Пальчиковая гимнастика «Тесто замесили»
Муку в тесто замесили, (сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи. (обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (гладят живот)
Упражнение «Лепим булочки» учащиеся раскатывают тесто круговыми движениями.
Молодцы, посмотрите, какие булочки у вас получились. Давайте сложим их на поднос.
А мы с вами
Показ презентации «Хлеб»
1. Знакомство с символом «Хлеб».
2. Показ и отработка жеста «Хлеб».
3. Повторение жестов «Есть», «Дай», «Пожалуйста».
Упражнение «Дай, пожалуйста, хлеб» обучающиеся показывают фразу жестами и угощаются хлебом.
Упражнение «Покажи жестами, кто ест хлеб» обучающиеся показывают жестами фразы «Девочка ест хлеб», «Мальчик ест хлеб» и т, д. с опорой на сюжетные картинки в презентации.
Упражнение «Покажи жестами, кто режет хлеб» обучающиеся по очереди показывают жестами фразы «Девочка режет хлеб», «Мальчик режет хлеб» и т, д с опорой на сюжетные картинки в презентации.
Физминутка « Дождик»
- Дождик, дождик, поливай Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай, образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки, похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки. соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг
Упражнение «Составь фразу из символов» обучающиеся составляют короткие фразы из символов по сюжетной картинке.
1 вариант – фразы из 3-х слов;
2 вариант – фразы из 2-х слов.
Упражнение «Продукты. Лото» обучающиеся накладывают символы на соответствующие продукты.
Графические упражнения «Раскрась каравай»
4 Итог: мы с вами сегодня выучили новый жест и символ «Хлеб». Предлагаю поиграть: я буду говорить, а вы – отвечать жестом.
- Каждый день на завтрак, обед и ужин мы едим… (жест «Хлеб»)
- Он бывает черный, белый, с румяной корочкой (жест «Хлеб»)
- Его выпекают из теста пекари (жест «Хлеб»)
Источники:
Загадка https://infourok.ru/kartoteka-zagadki-dlya-detey-pro-hleb-a-tak-zhe-vse-chto-s-nim-svyazano-1740922.html
Пальчиковая гимнастика http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikoviy-igry-kuhnya.html