СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Лингвистический турнир. "Как определить спряжение глагола?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к презентации "Лингвистический турнир.Как определить спряжение глагола?". Содерщит обобщение материала по разделу "Глагол".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Лингвистический турнир. "Как определить спряжение глагола?"»










Урок разработала учитель русского языка и литературы

МАОУ СШ №2

Свердловской обл.

г.Михайловск

Шуплецова Светлана Валерьевна

Тема урока: Лингвистический турнир

Как определить спряжение глагола

Класс: 5 УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Метапредметная тема: знающее незнание.

Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Развивать умения учащихся самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме; работать в парах; сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки; систематизировать материал

Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.


Он энегичен, многолик,

Глагол, он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль.

Я говорю ему глаголь.

Л.Татьяничева

«Глагол»





Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации



Вступительное слово

Ребята, разрешите открыть лингвистический турнир!

Обратимся к этимологии слова

«турнир»

В толковом словаре

I. В Западной Европе в средние века: состязание рыцарей. Сразиться на турнире.

2. Спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. Шахматный т. II прил. турнирный, -ая, -ое.

Лингвистический турнир


Тема:

«Как определить спряжение глагола»


Лингвистами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая часть речи, с помощью которой можно описать жизнь
в её развитии и движении

Он энергичен, многолик,

Глагол, он действовать привык.

Необходим он – вот в чем соль.

Я говорю ему глаголь.

Л.Татьяничева

«Глагол»






Запись даты

Кл\р

Тема урока

(К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

(Р) – целеполагание

(Л) - самоопределение




II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока

Что важно знать и повторить, чтобы успешно выполнить задания турнира?

1.Что такое глагол?

2. На какие вопросы может отвечать глагол?

3. Что обозначает глагол как часть речи?

4. Какие морфологические признаки имеет глагол?

5. Что такое инфинитив?

6. Как изменяется глагол?

7. Что такое спряжение?

8.Время глагола

9.Вид глагола

10. Личные окончания глагола


Текст:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? В предложении обычно бывает сказуемым. Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени, прошедшем и будущем. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и в прошедшем – по родам и лицам. Глаголы , отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? – это глаголы, стоящие в неопределенной форме. Неопределенная форма так и называется, потому что она не показывает ни числа, ни рода, ни лица глагола. Глаголы делятся на два вида: совершенного вида и несовершенного. Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Глаголы, которые употребляются в речи, могут обозначать трудовые процессы (садить, пахать), цвет предметов ( небо голубеет), также глаголы обозначают динамику, движение предметов (бежит).


(Р) – выполнение пробного учебного действия (Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) (П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – самостоятельное выделение познавательной цели (К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

ДОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫДЕЛЕННОЕ СЛОВО В СТИХОТВОРЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАГОЛОМ?

Поэт в плену возвышенных идей,

Не игнорируй прозу средней школы;

Чтобы «глаголом» жечь сердца людей,

Необходимо твердо знать глаголы!

(С. Шведова «Эпиграмма»)

Эпиграмма (греч.) – стихотворная острота, короткий сатирический выпад в стихах.

(словарь иностранных слов

под ред. И.Лехина)




Инфинитив

начальная форма глагола

не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, ни на род.

Зато без инфинитива не обойтись при определении спряжения большинства глаголов




III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения

Спряжение глагола – это изменение по лицам и числам
Спряжение глагола с безударным личным окончанием определяем по инфинитиву

2 спряжение

  1. Все глаголы на –ить, кроме –

  2. Четыре глагола на – ать,

  3. семь глаголов на –еть (исключения):

Смотреть, видеть, и обидеть,

Гнать, держать, и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть,

И зависеть, и терпеть

1 спряжение

Брить, стелить (исключение)

Глаголы на –ять, -оть, -ыть, и др.

Сеять, веять, маяться, таять, чуять, чаять, каяться,

Лаять, хаять, и лелеять, и надеяться и реять

Личные окончания глагола

1 спряжение


2 спряжение


-у, (-ю);

-ешь, (ёшь);

-ет, (ёт);

-ем, (-ём);

-ете, (-ёте);

-ут, (-ют)


-у,(-ю)

-ишь

-ит;

-им;

-ите,

-ат,(-ят)




«Музыкальный» этап
в тексте песен О.Митяева найдите глаголы, выделите окончания и определите спряжение
































Этап «Загадка временная»

Почему говорят, что в русском языке 3 времени,

а форм времени – 5?




















IV. Закрепление во внешней речи

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания-

Этап «Тренировочный»

(У доски)

Образуйте формы времен от данных однокоренных глаголов.
Чем отличаются глаголы в каждой паре?

По своим лексическим значениям существительные и глаголы бывают так похожи, что порой трудно отличить одно от другого.

  • принимать

  • принять







Этап «Загадка видовая»

Почему один из глаголов в данных видовых парах относится к 1 спряжению, а другой ко 2 ?

Обогнать соперника –

Обгонять в соревновании –

Приумножать знания –

Преумножить достижения –


Повторяем вид глагола

Несовершенный вид

Глагол указывает на

Продолжительность, повторяемостьдействий -Что делать?

Несовершенный вид имеют суффиксы -а, -ыва, -ива, -ва, -ова, -ева.

Совершенный вид

Результат, предел действия, однократность, начало и конец действия,Что сделать?

Образуются

+ приставки

+ замена суффиксов, слова

+замена ударения,

+замена гласных и согласных

Этап «Матрёшка»

составьте слово из морфем разных глаголов

1 присмотреть – приставка

2 вовлекать – корень

3 утешать – суффикс

4 воскликнуть – окончание

! Сотрудничество (в парах)

Взаимовыручка приветствуется



9 мая наша страна отметит очередную дату победы в Великой Отечественной войне. Наши героические войска одержали победу над фашисткой Германией

Повторим, что такое синонимы

Этап «Лексический»

Составьте синонимический ряд к слову «победили»

Мой дедушка, Блиновских Анатолий Степанович – фронтовик , прошёл всю войну, как и Ваши родственники, о которых вы создаёте свои проекты «Великая Отечественная война в жизни моей семьи». Я почитаю память об этих людях.

Составьте

Синонимический ряд к слову
почитаю











Этап «Творческий»

Р\Р (Развитие речи) При помощи глаголов опишите

1 вариант «Моё школьное утро»

2 вариант «Вечер накануне контрольной работы»

Задание:

Определите спряжение глагола, сделайте вывод, в какой форме вы использовали глаголы














Домашнее задание:

Параграф 118, 119

Упражнение 681,

683 (на выбор)


VI. Итоги урока. Рефлексия учащихся урока.

-По какой теме мы сегодня путешествовали?

-Что такое глагол?

-Какие морфологические признаки имеет глагол?

-Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?

Ребята, я прошу оценить свою работу на уроке. Перед каждым учеником лежат 3 листка с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке –ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй –понял , усвоил частично,  кое-что вызвало затруднения; на третьей –  всё понял, сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки можно разложить на столе или прикрепить к доске, чтобы все могли видеть результат.













Раздаёт учащимся тексты с правильной информацией

Знаки для маркировки текста: «!» - я это знал «+» - новое для меня «-« - новое для меня «?» - вопрос


Информационный текст 1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».

2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский.

3.Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

5.Глаголы имеют общее грамматическое значение «действие».

6. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Словами или словосочетаниями записывают новую информацию во 2-ой столбик таблицы. В 3-ий столбик записывают вопросы (только в том случае, если они возникают)

1 вариант

Изгиб гитары желтой

Ты обнимаешь (1 спр.) нежно

Струна осколком эха

Пронзит(2 спр.) тугую высь

Качнётся (1 спр.) купол неба,

Большой и звездно-снежный

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались (1 спр.)

2 вариантПриходит(2 спр.) время:

С юга птицы прилетают (1 спр.)

Снеговые горы тают (1 спр.)

И не до сна

Приходит (2 спр.) время:

Люди головы теряют (1 спр.)

И это время

Называется(1 спр.) весна

Сделайте взаимопроверку!

Время глагола выражает отношение действия к моменту речи.

Момент речи – это те мгновения быстротекущего времени, когда мы говорим

Действие глагола может с моментом речи совпадать, происходить до него и после него, от чего и зависит время глагола

Момент речи

До – прошедшее

В – настоящее

После – будущее (простая и сложная форма)







Принимать – глагол несов. вида


Принять – сов вида

Пр.вр. – принимал


принял

Н.вр. – принимаю


. отсутствует

.отсутствует

приму

Буду принимать


. отсутствует

Обогнать соперника –

Обгонять в соревновании –

Приумножать знания –

Преумножить достижения -

При определении спряжения глагола важно учитывать вид глагола



























Ответ:

привлекать











синонимический ряд к слову
победили

запись в тетрадь

Одолели, осилили, одержали победу, выиграли сражение

В каком времени употреблены слова?

В прошедшем времени, показательный суффикс –л-, суффикс выделить



Чту, уважаю, ценю, боготворю, дорожу, оказываю почтение

Р\РСоставьте предложение с одним из слов

Моё представление

1 вариант «Моё школьное утро»

Щёлкаете будильник, просыпаетесь, потягиваетесь, умываетесь, делаете зарядку, одеваетесь, завтракаете

2 вариант «Вечер накануне контрольной работы»

Волнуетесь, повторяете, запоминаете, думаете, занимаетесь, читаете, мечтаете

вывод: представлены глаголы 2 лица, мн. числа, наст.времени, несов. вида, 1 спряжения

проверка работ учащихся











Раздаются листки для самооценки

листки для самооценки заполняются учащимися















VII. Оценки за урок.















Текст:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? И что сделать? В предложении обычно бывает сказуемым. Глаголы изменяются по временам: в настоящем времени, прошедшем и будущем. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и в прошедшем – по родам и лицам. Глаголы , отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? – это глаголы, стоящие в неопределенной форме. Неопределенная форма так и называется, потому что она не показывает ни числа, ни рода, ни лица глагола. Глаголы делятся на два вида: совершенного вида и несовершенного. Глаголы могут быть первого и второго спряжения. Глаголы, которые употребляются в речи, могут обозначать трудовые процессы (садить, пахать), цвет предметов ( небо голубеет), также глаголы обозначают динамику, движение предметов (бежит).


(Р) – выполнение пробного учебного действия (Р) – целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) (П) – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) – самостоятельное выделение познавательной цели (К) – учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов































(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П) – умение структурировать знания (П) – использование знаково- символических средств (П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) – выполнение действий по алгоритму (К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) – управление поведением партнёра (К) – планирование учебного сотрудничества (Р) – контроль, оценка, коррекция (Р) – осознание качества и уровня усвоения (Л) – осознание ответственности за общее дело

















































(П) – анализ, сравнение, обобщение (П) – смысловое чтение (П) – определение основной и второстепенной информации (П) – моделирование (К) – постановка вопросов (Р) – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) – планирование, прогнозированиев










- Фронтальный опрос. Игра «Древо знаний».

Учитель. К сегодняшнему уроку наше «древо знаний» готово «обзавестись плодами», а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы. Таким образом, чтобы на нашем дереве появились плоды, нужно ответить на вопросы.

Каким будет  наше дерево с «плодами знаний», зависит от вас , от ваших ответов.

Ответы учеников.

Правила игры:

Ученик подходит к «древу знаний», выбирает себе лист с вопросом и отвечает.Вопросы:

  1. Дайте определение глагола.

  2. Что такое инфинитив глагола?

  3. Как образуются возвратные глаголы?

  4. Что вы знаете о временах глагола?

  5. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?

  6. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

  7.  Сколько видов у глагола? Назовите их.

  8.  От чего зависит написание гласных в корнях с чередованием Е – И:

-бер- - -бир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир- и т.д.?

9. Назовите глаголы, относящиеся ко 2 спряжению.

10. Назовите формы глагола, в которых пишется ь знак.

11. Что вы знаете о правописании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах?     

12. Расскажите о правописании Не с глаголами.

Посмотрите на «древо знаний». Как оно красиво! Сколько на нем много плодов! Это говорит о том, что вы прочно усвоили теоретический материал. Но теория без практики – ничто. Так что перейдем к практике!

3. -Какую великую дату недавно отметила наша страна?

 -Обратимся к теме войны. Перед вами стихотворение вашей одноклассницы Савенковой Киры. Выпишите из него  глаголы, определив их вид, спряжение, время.

4 .Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)

Определить вид глагола. ( Устно)

Зарубить на носу; - запомнить

Клевать носом; - дремать

Пропустить мимо ушей; - прослушать

Вставлять палки в колёса; - мешать

Делать из мухи слона; - преувеличивать

Обвести вокруг пальца; - обмануть

Держать язык за зубами. – молчать

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы

5. Распределить глаголы по столбикам. Спряжение.

1 спр.             2 спр.

Идешь, говорить, пасутся, борется, зависит, удирают, слышал, строил, ездишь, обидел, косим, ненавидеть, подниматься, наливаются1, доверяют, решают, кричать2, налить.

(ЗАПИСАТЬ ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ ФОРМЕ В КРОССВОРДЕ В ТЕТРАДЯХ) (по вертикали получится ключевое слово "СПРЯЖЕНИЕ"

1)прошу, 2) терплю, 3) соберу, 4) пойму, 5) бегу, 6) тру, 7) подниму, 8) ловлю, 9) берегу.

_ А что такое неопределённая форма глагола: Почему она получила такое название?

Как же изменяются глаголы?

- Правильно, они спрягаются. Что называется спряжением? Вспомните правило.

6. Физкультминутка.

На доске написаны слова: встать, идти, бежать, прыгать, встать, нагнуться, сесть.

Вопрос классу: какое значение имеют эти глаголы? (значение движения)

Учитель. Давайте попросим одного ученика провести физкультминутку только с этими словами.

7. Найти в пословицах и поговорках глаголы и записать их в табличку.

Время глагола

Прошедшее      Настоящее    Будущее

                                

 

Выпишите и распределите глаголы в три колонки: в первую – наст.вр.; во вторую – буд. вр.; в третью – прошедшего вр., определите лицо, число, род. 



9. Задание.

Составьте глаголы, взяв из разных слов указанные морфемы, и определите их вид. (задание раздается на карточках)

   1. Завлечь — приставка

          Скрипит — корень

          Посмотреть — суффикс прошедшего времени

 Побагровел — глагольный суффикс

 Сторона — окончание

    (заскрипела2 сов.в.)

2. Присмотреть — приставка

Вовлекать — корень

      Утешать — суффикс

Воскликнуть — окончание

(привлекать несов.в.)

3. Написать приставка

Наслаждение — корень

Делать — суффикс

Думает — окончание

     Купаться — суффикс возвратности.

(наслаждается несов.в.)

4. Преогромный — приставка

Сокращать — корень

Завлекать — суффикс

Танцуем — окончание

(прекращаем несов.в)

5. Подъезд — приставка

Сказка — корень

Рассказывать — суффикс

Думаешь — окончание

(подсказываешь несов.в.)

6. Убежать — приставка

Диво — корень

     Скрипят — окончание

     (удивят сов.в.)

VI. Итоги урока. Рефлексия учащихся.

Ребята, я прошу оценить свою работу на уроке. Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха». Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке –ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй –понял , усвоил частично,  кое-что вызвало затруднения; на третьей –  всё понял, сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки можно разложить на столе или прикрепить к доске, чтобы все могли видеть результат.

VII. Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание.



Разработка урока

                                   по русскому языку для 5 класса

                                                      по теме

   глагол

Цель:    1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме:    

               «Глагол».

             2) Развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при  

                написании  глаголов, умение использовать глаголы в речи.

             3) Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Ход урока:

(слайд №1)

1. Орг. момент

(слайд №2)

2. Учитель читает стихотворения:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

                                (В.Кондрашов)

(слайд3)

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться –

Растолкует все … Кто ребята?

3. Объявляется тема, цель урока.

- Сегодня мы с вами повторим все, что изучили об этой удивительной части речи-глаголе.  Запишем  число и тему урока.

4. Слово учителя:  

(слайд №4)

какую часть речи - глагол!                                                                

«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

                                                                                       (А. Югов)

Вопрос: каков же словесный портрет глагола?

Нам расскажет об этом ….      (отвечает подготовленный ученик)

Жил – был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель: да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, который может все. А вы как думаете, на что  похож Глагол? Почему?  (ответы учеников)

Учитель: Глаголия – это целая страна, по которой мы сейчас будем путешествовать.

5. Работа с текстом.

(слайд №5)

- Выразительно прочитаем текст:

В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идете по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно вокруг вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике.

                                               (Д. Мамин-Сибиряк)

Вопросы:

- Почему человек чувствует себя дорогим гостем на этом празднике?

- Что нужно сделать, чтобы сохранить праздник?

Задание: назовите все глаголы в тексте, докажите, что это глаголы.

6. Фронтальная и индивидуальная работа (одновременно индивидуальная работа 3-х учеников по карточкам у доски)

- Что такое глагол?  

- Как пишутся не с глаголами?

- Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах, приведите примеры.

- Расскажите о буквах е-и в корнях с чередованием, примеры.

7. Проверка карточек

Карточка №1

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки,  объяснить выбор орфограмм.

Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди…ся.

Мне сегодня (не)здоровится.

Надо труди…ся, а (не) лени…ся.

Мы (не)доумеваем.

-Как пишутся не с глаголами? Что нужно сделать, чтобы определить правописание -тся и -ться в глаголах?

Карточка№2

Задание:  списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.

Соб…рают цветы. Все зам…рло. Звезды забл…стели. Заж…гать костер. Взб…раемся на вершину.

-Когда пишется е, а когда и в корнях с чередованием?

Карточка №3

Задание: выполните морфологический разбор глагола.

Светит солнце

-Какие морфологические признаки есть у глагола?

8. Повторение спряжения глаголов.

- Часто у детей возникает трудность в определении спряжения глаголов.

 Давайте вспомним схему спряжения глаголов

(слайд №6)

-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

-Какие – к 1 спряжению?

(слайд №7)

-Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения?

-2-го?

Карточки слабым ученикам

Ученик на доске выполняет следующее задание:

  9. Задание: образовать от данных глаголов форму 2-го лица ед.числа настоящего времени, объяснить правописание мягкого знака в глаголах. Назови местоимение 2 лица ед.числа  

Смотреть

Укрывать

Гнать

Таять

Стелить

Кормить

Наблюдать

-Сделай вывод о правописании мягкого знака в глаголах.

10.Работа с перфокартами.

- На столе у вас лежат перфокарты, работаем с ними. Задание: определить окончание глаголов 3-го лица ед.числа и написать букву е или и.

1.дыш…т                    11.руб…т

 2.бор…тся                  12.ед…т

 3.стро…т                    13.выход…т

 4.та…т                         14.чувству…т

 5.кле…т                       15.меня…т

 6.стел..т

 7.ла…т

 8.слыш…т

 9.вид…т

 10.кол…т

11. Упражнение «Перепутаница»

(слайд  №8)

-Ученик неправильно составил 3 карточки по теме:  «Время глагола»,  исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточек. Минута на обдумывание.

1                        № 2                            №3

уплыл                  говорят                       купят

играют                читают                        посмотрят

принесли            нарисуют                    увидят

написал               выполняют                 гордятся

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?

12. Самостоятельная работа

(слайд №9)

Задание: замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени, запишите:

  1. Чужую беду руками легко развести.    (разведу)

  2. Близок локоть, да не укусить.      (укусишь)

  3. Это цветочки, а ягодкам быть впереди.   (ягодки будут впереди)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?  

13. Определение глаголов по морфологическим признакам

(слайд  №10)

Задание: прочитаем выразительно предложения:

Котелок сердится и бормочет на огне.

Мы говорим тихо, боимся спугнуть рассвет.

Над нами со свистом проносятся утки.

Туман  клубится над водой.

 Найдите слова по грамматическим признакам:

А) глагол 2 спр, стоит в наст.вр., 3-м лице, мн.числа   (проносятся)

Б) глагол 1 спр., стоит в наст.вр., 3-м лице, ед числа.  (бормочет)

В) существительное 2 склонения, м.рода, стоит в тв. падеже, ед.числа ( со свистом)

-Найдите слово, которое соответствует  данной схеме, докажите  (проносятся)

14.Физминутка (звучит музыка природы)

-А сейчас, ребята, закройте глаза, прислушайтесь к звукам природы, какие картины возникают в вашем воображении?

15.Творческая работа

(слайд №11)

Задание: используя данные глаголы, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Весенний дождь»

Шумит, идет, шуршит по листьям, капает, стекает, прыгает, пляшет.

16. Подведение итогов урока.

-По какой стране мы сегодня путешествовали?

-Что такое глагол?

-Какие морфологические признаки имеет глагол?

-Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?

17. Домашнее задание.

(слайд №12)

1. Повторить орфограммы № 21-25,

2. На «5»- упражнение № 713

   На «4»- упражнение № 716

18. Оценки

Учитель: Мудраяпословицагласит: "Неимейсторублей, аимейстодрузей" (слайд№3). Ребята, непотерялалиэтапословицасвоейактуальностисегодня, вэпохуэкономическогокризиса?

Ученик: Думаю, этойпословицесужденобессмертие. Несомненно, сегодняденьгиимеютособуюценностьдлячеловека, каждыйстремитсякхорошейжизни. Длямногихнакопительствосталосмысломжизни:Нотакнельзя! Настоящемучеловекувсегдануженчеловек, собеседник, друг! Деньгинемогутвыслушать, датьсовет:

Учитель: АвоткакиестрокиодрузьяхнаписализвестныйдетскийпоэтС.В.Михалков (надоскеспроецировантекстстихотворенияспропущеннымиорфограммами, которыйучительчитаетнаизусть):(слайд№4)

Когдаживет..сядружно, чтоможетлучшебыть!
Иссорит..сяненужно, иможновсехлюбить.
Тывдальнююдорогубериссобойдрузей:
Онитебеп..могут, иснимивеселей!

Учитель: Очемговоритпоэтвсвоемпроизведении? Какиесоветывамдает?

Ученик: Человекнеможетжитьбездрузей, этоегоопора:

Учитель: Найдитеслова, которыеобозначаютдействие.

Ученик: Живется, быть, ссориться, любить, бери, помогут.

Учитель: Ккакойчастиречиониотносятся? Почему?

Ученик: Этисловаобозначаютдействие, поэтомумыихотносимкглаголам.

Учитель: Итак, мыпоговоримсегодняоглаголеивспомним, чтовамонемизвестно.

Учитель: Домавыподобралипословицыипоговоркиодружбе (зачитываютнекоторыеизних). Раскройтеихсмысл. Естьливвашейжизнинастоящаядружба(слайд№9)

Ученики:

Безбедыдруганеузнаешь.
Верномудругуценынет.
Гусьсвиньенетоварищ.
Неверныйдруг - опасныйвраг.
Дружбупомни, азлозабывай.
Длядружбынетрасстояний.

Человекможетназватьсебяпо-настоящемусчастливымтолькотогда, когдаимеетпреданногодруга. Ярад, чтоиуменяестьверныйтоварищ: мыдружимспервогокласса, помогаемдругдругуготовитьуроки, вместегуляем, посещаемспортивныесекции:Дажемечтыунасодинаковые:Это, намойвзгляд, настоящаядружба.

Учитель: Давайтезапишем 2 пословицы, вкоторыхвстретилисьглаголы, укажемихморфологическиепризнакиисинтаксическуюрольвпредложении (Пословицызаписываютсянадоске, разборвыполняютсамостоятельно, затемвзаимопроверка).

5. Игровоймомент

Учитель: Кслову "ДРУЖБА" ,написанномунадоске, вамнужноподобратьглаголы, именасуществительныеиприлагательные, скоторымиассоциируетсяувасэтослово. Какойрядвтечениедвухминутподберетбольшеслов, тотивыиграл.

ДРУЖБА

1 ряд

2 ряд

3 ряд

общаться

советоваться

заботиться

дружить

помогать

интересоваться

верный

преданный

настоящий

внимание

поддерживать

надежный

и т.д

6. Словарнаяработа

Учитель: Атеперькэтомужесловуподберитеоднокоренныеслова.

Ученик: Дружба-дружить, дружный, дружеский, дружественный, дружок, дружелюбный, дружище.

Учитель: Уточнимзначениеприлагательныхпословарю(слайд№10)

Дружеский - проникнутыйсимпатией, расположениемккому-либо: дружескийтон, улыбка, встреча.

Дружественный - взаимноблагожелательный (преимущественноогосударствахиотношенияхмежду ними (дружественныестраны)

7. Анализ текста (слайд №11)

(Тексты раздаются в отпечатанном виде (Приложение 1) или возможна работа с рабочей тетрадью "Комплексный анализ текста", автор А.Б.Малюшкин)

Учитель: Прочитаем текст.

Учитель: Понравился ли он вам? О чем он? Может ли Игорь Марков быть настоящим другом?

Ученик: Этот текст о взаимовыручке, о дружбе. Игорь пожертвовал своим меню, согласился есть ненавистную манку, лишь бы товарищ не остался голодным. Марков скрыл , что не ест эту кашу с детства. Ведь настоящее желание помочь не знает корысти. Думаю, Игорь может быть настоящим другом, верным и надежным.

Учитель: Озаглавьте текст. Определите его тип( пользуются карточками-информаторами. Приложение 2).

Ученик: Можно озаглавить следующим образом:

- Однажды в экспедиции:

- По-товарищески

Это повествование, так как есть цепочка событий, герои, начало и завершенность события.

Учитель: Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните ваш выбор. (слайд №12)

Учитель: Определите лексическое значение слова флюс( работают со словарем). (слайд №13)

Флюс - воспаление надкостницы, сопровождающееся отеком щеки.

Учитель: Найдите в тексте все глаголы и укажите их карандашом сверху.

Ученик: Работал, привелось, пойти, простудился, болело, есть, жевать, имелась:

Учитель: Почему так много глаголов в данном тексте?

Ученик: Это текст-повествование, а для него характерно обилие глаголов.

Учитель: К данным словам и словосочетаниям подберите близкие по значению:

- работал в отряде (был вожатым)

- привелось (случилось, пришлось)

- сидеть на питании (особое питание)

- вернулись (возвратились, пришли назад)

8. Творческое задание

Учитель: В начале урока вы читали наизусть строки С.Михалкова. Хотелось бы и от вас услышать поэтические строки о дружбе. Попробуйте сочинить продолжение предложенных строк( на доске проецируются начальные строки предполагаемых четверостиший): (слайд №14)

  • Я хочу дружить:

  • Я лучшим другом быть могу:

  • Друг настоящий не бросит в беде:

Учитель: Если сложно быть поэтом, попробуйте себя в роли прозаика: составьте небольшой текст о дружбе, используя слова, подобранные вами во время игры( слова на доске в таблице).

Прочитайте свои работы. МОЛОДЦЫ!

Примерные работы учеников:Я лучшим другом быть могу!
И если что случится,Я непременно помогу,
Не вздумаю хвалиться!
Друг настоящий не бросит в беде.
В школе, на улице и на войне,
В лагере, классе и даже во сне-
Всюду поможет, спасет нас везде!

9. Итоги урока (слайд №15)

Учитель: Что вы вспомнили о глаголе?

Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делает? что сделает? предмет.

Учитель: Что нового узнали на уроке?

Ученик: Мы познакомились с пословицами о дружбе, обсудили, что значит быть настоящим другом; узнали о синтаксической роли глагола:

Учитель: Какова роль глаголов в нашей речи?

Ученик: Они являются основой текста-повествования:

Учитель: Каковы его морфологические признаки?

Ученик: Глагол изменяется по временам, имеет категорию числа, рода или лица, а также глаголы бывают 1 или 2 спряжения:

Учитель: Спасибо. Запишите домашнее задание: прочитайте параграф 106, выполните упражнение на выбор: 607 или 611 (повышенной сложности).(Ученик сам выберет упражнение по своим способностям). Желающие могут отшлифовать и дополнить свои творения (слайд №16).(Объявление результатов словарного диктанта, оценка деятельности учащихся на уроке)