СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературы по рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы» (Урок внеклассного чтения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения составлен по рассказу В.И.Белова «Скворцы». Цель данного урока - познакомиться с главным героем рассказа и понять мотивы его поступка. Главное на уроке - совместный поиск ответа на проблемный вопрос, развитие читательской зоркости и творческих способностей учащихся. Задача учителя - воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы» (Урок внеклассного чтения)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть – Шоношская средняя школа №16»










«Научиться любить, научиться делать добро»


Конспект урока литературы по рассказу

Василия Ивановича Белова «Скворцы»

(Урок внеклассного чтения)

6 класс








Мицура Татьяна Михайловна -

учитель русского языка и литературы

(высшая квалификационная категория),

стаж работы –30 лет.


Домашний адрес: ул. Южная д.14, кв.1, пос. Усть-Шоноша

Вельского района Архангельской области.

Тел: 8 921 815 60 03


Рабочий адрес: пер. Школьный д.2, пос.Усть – Шоноша

Вельского района Архангельской области

Тел:8 (818- 36) 4 – 81- 36








п. Усть-Шоноша

2015 год


Урок внеклассного чтения.

Тема урока: «Научиться любить, научиться делать добро».

(По рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы»).


Эпиграф: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

(Н. Тулупова)

Цель: выяснить, какими нравственными качествами обладает герой произведения.

Задачи урока:

Общеобразовательная:

-познакомиться с главным героем рассказа В.И.Белова «Скворцы»;

- понять мотивы поступка главного героя;

- выяснить, чему может научить рассказ.

Развивающая:

- развивать читательскую зоркость, связную речь обучающихся, творческие способности.

Воспитательная:

- воспитывать в детях доброе отношение к близким, к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все, что нас окружает.

Оборудование:

1.Портрет В.И.Белова, его произведения, список произведений.

2.Иллюстрации с изображением скворца и скворечника со скворцом.

3.Рисованный диафильм (на слайдах).

4.Закладки с изображением скворца.

5.Рисунки обучающихся к данному произведению.

6.Грамзапись с голосами птиц.

7. Слова для словарной работы (на слайде).

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый, иллюстративный, исследовательский, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: элементы технологии развития критического мышления, проблемного обучения, исследовательской технологии.

ХОД УРОКА:

I. Вступление.

Слайд 1(В.Белов «Скворцы»).(Звучит грамзапись с голосами птиц. Чтение стихотворения, сообщение темы урока, обращение к эпиграфу).

Учитель: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

..................................................

Если доброта живет на свете,

Радуются взрослые и дети.

И, конечно, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть,

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Учитель: Эпиграфом нашего урока являются слова Н. Тулуповой:

«Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды»,

а тема нашего урока:

«Научиться любить, научиться делать добро»

(По рассказу В.И.Белова «Скворцы»)

«Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку. Тихая моя Родина, ты все также врачуешь мою душу зеленой тишиной».

- Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова? (Добрый, любит Родину, природу, людей, свой дом).

Учитель: Эти слова принадлежат В.И.Белову, замечательному русскому писателю, автору рассказа «Скворцы».

II. Работа с портретом.


Учитель: Иногда достаточно посмотреть на человека, чтобы определить, какой он. Я предлагаю вам обратиться к портрету писателя и сказать, какой это человек? Что вы можете сказать о писателе по его внешности: выражению лица, глазам, одежде?

(Лицо – круглое, морщинистое;

Лоб - высокий, широкий;

Борода – маленькая, аккуратная;

Рот - как бы приоткрыт;

Интеллигентный – галстук;)

Учитель: На лице пожилого человека – мудрость, морщинки у глаз и у носа.

Глаза устремлены на что – то, может быть, на свою землю, и он, возможно, хочет сказать: «Тихая моя родина, а ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной».

III. Слово о писателе.(Сообщение ученика).

Василий Иванович Белов – русский советский писатель, лауреат Государственной премии СССР 1981 года. Родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Вологде. Он почти наш земляк. Окончил литературный институт им.М.Горького в 1964 году. В литературу пришел как поэт, печатался в газетах, работал в колхозе, столяром в леспромхозе и на заводе в Перми, мотористом электростанции. Он пишет о деревне, о крестьянском хозяйстве, о простом человеке - труженике, о судьбе женщины – матери, их жизни, о деревенских ребятишках, о животных, о природе.

Учитель: Обращаю ваше внимание на список произведений писателя, с которыми вы можете познакомиться. Приложение 1

IV. Постановка цели и задач урока:

Учитель: Давайте вместе определим цель и задачи нашего урока.

- С кем мы должны познакомиться? (С главным героем).

- Как вы думаете, что мы с вами должны выяснить на уроке? (Чему учит рассказ, почему так поступил герой, какими качествами характера он обладает…).

Слайд 2(«Цель и задачи урока»).

Учитель: Цель нашего урока:

- познакомиться с главным героем;

- выяснить, какими нравственными качествами обладает герой произведения и чему нас может научить рассказ.

Сегодня у нас урок необычный, и чтобы он прошел удачно, я хочу, чтоб у нас была доброжелательная атмосфера. Давайте будем трудиться сообща, слушать и стараться понять друг друга.

Первый вопрос вам: Кто главный герой произведения?

Проблемный вопрос: А почему рассказ о мальчике называется «Скворцы»? Мы должны выяснить это с вами в ходе урока.

V.Беседа по тексту.

Слайд 3(«Павлуня на кровати»).

- Кто такой Павлуня? Что мы о нем знаем? В какой семье он живет?

- Как родители относятся к мальчику?

- Любит ли Павлуня свой дом?

- Что видел Павлуня через окно? О каком времени года говорится в произведении? Зачитать.

- Почему мальчик с нетерпением ждал отца с работы?

VI. Чтение наизусть отрывков из рассказа.

Слайд 4 («Павлуня и отец делают скворечник»).

Первый ученик: Отец и Павлуня делают скворечник.

Слайд 5 («Отец ставит скворечник»).

Второй ученик: Каким получился скворечник? Где они его установили?

VII. Работа с книгой.

Слайд 6 («Прилет двух скворцов»).

- Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов». Подтвердите текстом рассказа (стр.146).

- Как понимаете значение слова «обомлел»? (Оцепенеть, ослабеть от неожиданности)

- О чем беспокоится, тревожится Павлуня? («А где же остальные будут жить?»)

Слайд 7(«Два скворца в скворечнике»).

- Каково было поведение скворцов? Чем они привлекали к себе внимание людей? Задание: Зачитайте только глаголы, (стр.116-117).

Слайд 8 («Упавший скворечник»).

- Обратимся к эпизоду «История со скворечником». Какая произошла беда? Как писатель передает состояние и действия потрясенного чужой бедой мальчика (стр.117,чтение учителем эпизода до слов «Тут Павлуня увидел скворечник...»).

- Подумайте: как можно оценить такое поведение мальчика?

-А что было потом?

Задание: Зачитать последний абзац.

- Верите ли вы, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят завтра? О чем говорит последнее слово «завтра»?

Учитель: Надежда! Она остается. Автор дарит ее нам и героям. Мальчик обязательно вылечится, и скворцы прилетят.

VIII. Обобщение.

Учитель: Пришло время ответить на главный вопрос нашего урока.

- Так почему рассказ о мальчике называется «Скворцы»?

IX. Составление синквейна.

Учитель: А теперь я хочу предложить вам необычное задание. Думаю, оно вам понравится. Синквейн (слово французское, означает «пять) – это стихотворение из пяти строк, то есть не просто стихотворение, а стихотворение, которое составляется по определенным правилам.

Слайд 9 («Синквейн»)

Задание: Составьте синквейн, охарактеризовав кратко главного героя рассказа.

X. Чтение синквейнов обучающихся и учителя.

Слайд 10 (Синквейн учителя).

XI.Работа над лексическим значением слов.

Учитель: В качестве домашнего задания группе ребят была предложена исследовательская работа, и все они были юными исследователями. Им необходимо было найти объяснение некоторым словам текста. Итак, заслушаем ребят и узнаем, какое лексическое значение имеют следующие слова?

Слайд 11(Карниз, штык, застреха, репейник, пуд, отава ).

Учитель: Другая группа ребят работала над рисованным «диафильмом». У меня вопрос к «художникам»: какие моменты вы изобразили и почему? Как определяли вы свой выбор?

XII. Проверка читательской зоркости обучающихся (Учитель читает вопросы, обучающиеся отвечают).

- Павлуня взглянул в окошко и увидел сосульку. А где намерзла эта сосулька? (На карнизе).

-На что она была похожа? (На штык).

-Было холодно, накапало. Откуда капало? (С застрехов).

- С чем сравнивается синее небо? (Обложкой на новой тетради).

- Как звали фельдшера? (Иван Яковлевич).

-Кем был отец Павлуни? (Трактористом). Кем была его мать? (Колхозница).

- Чем пахло от рук отца? (Трактором и снегом).

- Что принес отец домой с работы? (Фильтр масляный).

- Когда стало темно в доме, что зажег отец? (Десятилинейную лампу).

- Перечислите, какие инструменты занес отец в дом? (Топор, ножовку, рубанок, долото, молоток).

- С какой веткой вошел отец Павлуни с улицы? (С веткой черемухи).

- Чем пахло от скворечника? (Смолой).

- Как называется трава, которая глянула на свет? (Отава).

- Как называлась черемуха, на которой висел еще первый скворечник в деревне? (Гурихина черемуха).

XIII. Проверка домашнего задания.

Учитель: У вас была возможность проявить свои творческие способности, раскрыться в слове. Дома вы писали письмо Павлуне с вашими мыслями о нем или пожеланиями. А некоторые из вас писали сочинение на тему: «Мои впечатления после прочтения рассказа В.И.Белова «Скворцы». Давайте зачитаем некоторые ваши письма Павлуне и отрывки из сочинений.

XV. Домашнее задание.

Учитель: Предлагаю вам дома написать продолжение рассказа: «Что ожидает героя завтра?».

XIV.Итог урока.

Учитель: Какими нравственными качествами обладает герой рассказа? (Доброта, милосердие, смелость…)

-Чему учит нас рассказ? (Любви ко всему окружающему, доброте, отношению к родителям, природе…)

XVI. Рефлексия.

Закончи фразу:

- Сегодня я узнал(а)…

- Я понял(а), что…

- Меня удивило…

- Урок дал мне для жизни…

- Мне захотелось…

Учитель: Я вас благодарю за доброжелательную атмосферу на уроке, за умение слушать и слышать друг друга, за сотрудничество и хочу подарить вам закладки с изображением скворца. Приложение 2.

Заключение.

Учитель: В одном из стихотворений есть такие строки:

У нас в краю тебе помогут птицы

Узнать, какие души у людей.

Оказывается, у птиц есть чутье, и они селятся только у добрых людей, где в семье лад. Так же, как и аисты. Предлагаю вам сделать подарок Павлуне, то есть построить скворечник для птиц, чтобы мы с вами знали, что дом для птиц готов. Будьте внимательны друг другу, к окружающим вас людям, природе, спешите делать добрые дела и помните:

Слайд 12(Эпиграф к уроку)

«Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды».

Спасибо за урок.


Список литературы.



1. Белов В.И. За тремя волоками: Повести; Рассказы; Очерки. М.: Художественная литература, 1989.

2.Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература». 5 класс. – М.: Просвещение, 1992.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва – 1960.

4.Сельский двор: Рассказы, отрывки из повестей. Составитель и автор предисловия И. Стрелкова. М.: Детская литература, 1984.































Приложение 1

Произведения В.И.Белова.


Повести:

«Деревня Бердяйка»,

«Привычное дело».


Юмористические рассказы и повести:

«Бухтины вологодские».


Сказка «Рыбацкая байка».


Книга стихотворений «Деревенька моя лесная».


Притча – шутка: «Прошла, матушка».

«Рассказы о всякой живности».

«Бобришный угор».


Сборники рассказов и повестей:

«Знатное лето»,

«Речные излуки»,

«Тиша и Гриша»,

«За тремя волоками».








Приложение 2.