Учебный предмет литература класс 6 дата 01.04. урок №
Тема:В.М. Шукшин. Особенности героев-«чудиков» в рассказе «Критики».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:рассказать о жизни и творчестве В.М. Шукшина; дать понятие о шукшинском герое - "чудике".
Задачи урока: а) образовательная – учащиеся должны понимать в чем заключается особенности героев-«чудиков» в рассказе В.М. Шукшина;
б) развивающая – развивать навыки анализа текста, характеристики героев, монологической речи;
в) воспитательная – подвести к размышлениям об истинных и мнимых ценностях, прививать интерес к литературе, воспитывать чувство внимательного отношения, уважения к простому человеку.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные:ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Метапредметные –
Регулятивные:оценивают достигнутый результат.
Познавательные:выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.
Коммуникативные:проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.
Предметные:слово о писателе; чтение и анализ произведения.
Формы работы:фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний.Проверка д/з.
II. Объявление темы и целей урока.
III. Работа над темой урока.
1. В.М. Шукшин: страницы биографии. С. 124 – 125.
2. Беседа с учащимися.
- Как вы думаете, что значит "странный" герой?
Слово учителя.
- Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои Шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?
С. 126 статья « «Странный люди» - герои Шукшина».
- Как вы понимаете слово "Критик"?
Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка).
- Это название рассказа В.М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.
3. Аналитическая беседа по рассказу "Критики"?
- Почему рассказ называется "Критики"?
- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)
- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?(признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)
- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему? (Каждый их них судил с точки зрения своего поколения.Дед жаждал правды, он борется за правду.)
- Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"? (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.)
- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?
- Почему так ведет себя дед?(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это.Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Как поступают взрослые? Муж тети? (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)
- Как поступает тетя? (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино.Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)
- Как поступает отец Петьки? (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)
- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)
Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.
- Почему этот текст вызывает у вас улыбку? (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)
- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку? (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)
4. Задание:от лица Петьки передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале. (Ответы учащихся)
- Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом.А также взрослые, критикующие деда.)
IV. Итог урока. Слово учителя.
- Можно ли назвать героя рассказа "Критики" "странным"? (Да. Этот герой не похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.)
2) Рефлексия.
- Вот и закончился рассказ. Он короткий, но можно ли сказать, что читать трудно? Почему? Какие чувства вызвал у вас рассказ?
- Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин? (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)
- Как вы думаете, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать?
V. Д/з. Написать продолжение рассказа.
3