ПАЛЕТКА. ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОЩАДИ ФИГУРЫ
С ПОМОЩЬЮ ПАЛЕТКИ
Цели: познакомить учащихся со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки; закреплять знание таблиц единиц площади и единиц длины, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Задание «Цепочка» (с. 45).
2. Задание «Головоломка» (с. 46).
В каждом равенстве вставьте вместо пропусков одну и ту же цифру, чтобы равенство стало верным.
3. Решение задач (задание 211, с. 46).
Дети читают задачу и составляют к ней буквенное выражение.
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Ребята, мы с вами умеем находить площадь прямоугольников. А как же можно найти площадь других фигур? Для приблизительного определения площадей фигур используется палетка.
Палетка – это прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры.
Палетку накладывают на фигуру, площадь которой надо измерить, тогда фигура будет как бы разбита на квадратные единицы.
Откройте учебник на с. 45. Там вы видите рисунок, где на фигуру наложили палетку. Палетка здесь разбита на квадратные сантиметры, как в данном случае на рисунке. Здесь получились полные и неполные квадратные сантиметры. Площадь фигуры в таких случаях находят так: сначала находят число полных квадратных сантиметров в фигуре. Сосчитайте, сколько их?
Учитель. А теперь сосчитайте, сколько в фигуре неполных квадратных сантиметров.
Учитель. Договорились, что два неполных квадратных сантиметра считать за один полный. Разделим 20 на 2. 20 : 2 = 10. Значит, всего: 21 + 10 = 31 (см2). Прочитайте еще раз объяснение, которое дано в учебнике на с. 46.
Дети читают, а после этого для закрепления полученных знаний учащиеся под руководством учителя выполняют задание 208.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 210 можно предложить учащимся решить самостоятельно после того, как они совместно с учителем запишут ее условие.
1) 380 – 295 = 85 (кг) – продали яблок
2) 180 – 106 = 74 (кг) – продали груш
3) 85 – 74 = 11 (кг)
О т в е т: на 11 кг яблок продали больше.
2. Работа с единицами длины и площади.
Задания 213, 215 учащиеся выполняют самостоятельно (с последующей проверкой).
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. На уроке мы узнали, как измерять площадь различных фигур с помощью палетки.
Учитель. Давайте еще раз вспомним, как это делается.
Дети. Накладываем палетку на фигуру. Сначала считаем, сколько в ней уместилось целых квадратных сантиметров. Потом считаем количество неполных квадратных сантиметров и делим их на 2. Затем складываем количество полных квадратных сантиметров с полученным числом.
Домашнее задание: задание 212, 214; тетрадь № 1, с. 28, № 48, 49, 50.