Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Проводы зимы. Встреча весны»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема «Проводы зимы. Встреча весны»
Тип урока: получение новых знаний
Форма организации учебной деятельности: работа всего класса, в группах, парах, индивидуально.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника Масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки), приобщение детей к народным истокам, воспитание на народных традициях
Задачи урока:
Обучающие: познакомить детей с содержанием праздника Масленицы, разучивание песен связанные с праздником Масленицы, элементарные навыки игры на народных музыкальных инструментах
Развивающие: развивать механизмы игровой деятельности, опираясь на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации
Воспитывающие: воспитывать у детей чувство гордости за свою Родину, российский народ на основе изучения русского фольклора
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор
Планируемые результаты:
Предметные: Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.
Метапредметные:
Р.Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
П.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.
Личностные: Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
Музыкальный материал: «А мы Масленицу дожидаем», «Едет Масленица дорогая» рус.нар. песни.«Весна идет», «Солнышко, выгляни», «Блины» рус.нар.песни.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Приветствие.
2.Актуализация опорных знаний.
Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Музыка в народном стиле) Какие народные песни вы знаете?- Кто был их автором?- Как слагались песни? Как дошли до нас? О чём пел народ?
3.Постановка учебной задачи.
Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.
В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.
- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике? Как и когда празднуют масленицу?
4.Формирование новых знаний.
Работа с учебником.
Масленица - древний славянский праздник.
Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
А главным угощением были -…? Правильно – блины.
Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз.
Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.
И не зря в народе говорили:
«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
«На горках покататься, в блинах поваляться»,
«Не житье, а масленица»,
«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,
«Не все коту масленица, а будет и Великий Пост»,
«Масленица объедуха, деньги приберуха».
- Как вы понимаете эти поговорки?
- О чем они нам говорят, рассказывают?
В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.
В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.
И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы.
Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.
- Как вы думаете, зачем его сжигали?
Масленица- русский народный и православный праздник.
А еще на Масленицу пели веселые песни. Одну из которых мы сейчас послушаем.
5. Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.
Звучит песня «А мы масленицу дожидались»
- Сколько человек исполняет эту песню?
- О чем поется в песне?
- Какая музыка по характеру?
- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
6.Разучивание музыкального произведения.
«Песня про блины» - разучивание
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
- дикцию (четкое произношение текста)
- характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)
- возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).
« Блины»
Мы давно блинов не ели,
Мы блинчиков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!
В квашне новой растворили,
два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!
Моя старшая сестрица
печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!
Напекла она поесть сотен пять,
а может, шесть
Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!
На поднос она кладет
и к столу сама несет.
Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!
Гости, будьте же здоровы –
вот блины наши готовы!
Ой, блины, блины, блины, вы, блинчики мои!
7.Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
- С какими древним народными праздниками мы с вами сегодня познакомились? Масленица
- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).
- Как праздновали Масленицу?
- В какие игры играли?
- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
8.Домашнее задание.
Учитель: Нарисовать рисунок празднование Масленицы
Спасибо, за урок. Вы были все молодцы! До свидания!