СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему"Комические образы в музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий конспект урока на тему "Создание комических образов в музыке" Пригодится для уроков музыки в 5-6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему"Комические образы в музыке"»


Урок преподавателя МАУ ДО «ДШИ» Задонского муниципального района Комовой А.В. на тему:

«Создание комических образов в музыке».

Конспект урока:

В музыке огромное количество произведений, написанных по литературным произведениям. Особенную роль литература играет в крупных жанрах – балетах, операх, сюжеты которых часто бывают комическими и сказочными, поэтому в них могут присутствовать комические герои.

Музыканты изображают этих героев своими музыкальными средствами. Например в опере-сказке М.Глинки «Руслан и Людмила образ злобного карлика Черномора передан в комическом «Марше Черномора». На фоне свиты, состоящей из огромных стражей (в музыке слышны равномерные шаги в низком регистре), Черномор показан, как уродливый и смешной карлик (в музыке слышны мелкие подпрыгивающие шажки в верхнем регистре, изображающие комический контраст Черномора с его свитой).

Другой комический образ из этой же оперы – это витязь Фарлаф – трусливый и хвастливый. Его встреча со злой волшебницей Наиной повергает его в ужас, но узнав, что Наина хочет ему помочь завладеть Людмилой, он предвкушает победу в своем рондо (музыкальная форма, где все время повторяется одна и та же тема, чередуясь с разными эпизодами). Рефрен рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего…» - это скороговорка, захлебывающегося от радости легкой победы, толстого и трусливого героя.

Для того, чтобы создать комический образ, композиторы используют особые приемы. Рассмотрим их на примере пьесы Сергея Прокофьева «Шествие кузнечиков» В музыке слышны прыжки (движение на большие интервалы) маленьких кузнечиков, как будто они весело прыгают впереди процессии, затем музыка становится более плавной - это важно шагают солидные кузнецы и кузнечихи, темп замедляется, ритм становится не таким резким, и завершают шествие отставшие маленькие кузнечики, догоняя процессию, они суетливо прыгают и веселятся.

Слушая пьесу Дмитрия Кабалевского «Клоуны», мы легко представляем себе двух смешных клоунов. Первый – тоненький и легкий, в коротких штанишках. Он, весело подпрыгивая, выбегает из-за кулис и, путаясь в огромных ботинках, частенько падает. Второй клоун толстый и неуклюжий. Он пытается поднять огромную резиновую гирю. Первая попытка не удалась, вторая тоже, ну а с третьей попытки «вес» был взят, и снова тоненький клоун запрыгал вокруг него, смешно падая. Выступление закончилось, клоуны скрылись за занавесом.