2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (5-6 мин)
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
Построение проекта выхода из затруднения (10-11мин)
Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)
Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) | Актуализировать требования к уче- нику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Создать проблемную ситуацию. Подведение детей к формулирова- нию темы и постанов- ке задач урока. Указать на объект наблюде- ния. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание зна- ний, способов действий. Создать условия для исследовательской работы, опираясь на личный опыт детей. Организовать учащихся в решении поставленных задач. Настроить детей на положительный результат. Осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | Актуализация зна- ний. Формулируют тему и задачи урока. Принимают участие в обсужде- нии проблемной ситуации. Ребята выдвигают свои гипотезы и приходят к общему выводу. Выдвигают свои версии. Записывают слова с прогова- риванием, делая опору на новое правило. Ребята должны в парах выстроить алгоритм решения данной проблемы. Вписывают букву, доказывая свой выбор. Работают с предложениями, пословицами. Применяют правило правописания буквосочетаний жи-ши. Анализируют рабо- ту на уроке, соотно- сят поставленные задачи с достигну- тыми результатами. | - Посмотрите на доску (слайд №1). Перед нами выражения, которые необходимо заменить одним словом. Давайте вспомним, как называется: 1. плод дуба (желудь). 2. В русских сказках: птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями (жар-птица). 3. Насекомое, родственное пчеле, с толстым мохнаты тельцем (шмель). 4. Водитель автомобиля (шофер). -Что общего во всех словах? (Начинаются на буквы, которые обозначают твердые согласные звуки; начинаются на буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки; начинаются на буквы, которые обозначают парные согласные звуки по глухости/звонкости). - Какие буквы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать буквы «ж» и «ш», потому что все слова-отгадки начинаются с этих букв). - Из каких элементов состоит буква Ж? Ш? (Слайд №2). (Буква Ж состоит из 5 элементов: двух полуовалов, прямой линии, двух наклонных прямых. Буква Ш состоит из 3 элементов: прямой с закруглением вверху и внизу,2 прямых с закруглением внизу вправо.) - Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Приступаем к написанию букв. Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.
-Давайте прочитаем слова. (Один ученик читает слова). Чиж, уж, еж, стриж, мышь, морж, камыш. - Что общего у всех слов? (Отвечают на вопроы Кто? Что? и являются именами существительными). -В форме какого числа записаны слова? (В форме единственного числа). - Измените форму единственного числа на форму множественного числа. (Чиж-чижи, уж-ужи, еж-ежи, стриж-стрижи, мышь-мыши, морж-моржи, камыш-камыши.) - Что можете сказать о словах 2-го столбика?(Оканчиваются на буквосочетания жи-ши. При произношении слышим на конце звук[ы] – не знаем какую букву писать). - Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? -Тема нашего урока: «Правописание буквосочетаний жи-ши». -Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Какая буква пишется в буквосочетаниях жи-ши). Работа со звуко- вым столбиком. – Рассмотрите звуковой столбик. – Каким цветом должны быть помечены звуки, о которых мы говорим? (Голубым и зеленым.) –Где в звуковом столбике находятся твердые звуки: слева или справа? –Движемся взглядом по левому столбику, отыскиваем глазами согласные, у которых справа в скобках стоит прочерк, то есть нет мягкой пары. - Произнеси звуки ж, ш, ц. - Какие только звуки обозначают буквы ж, ш, ц? Сделайте cвой вывод. В(Не все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости. Есть только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц], а есть только мягкие согласные звуки [щ], [ч], [й]. У - Ребята, какая задача стоит перед вами дальше? (Выяснить, в каких случаях пишутся сочетания жи – ши). Для этого нужно провести исследователь- скую работу. – Произнесите слова: жизнь, жир, чижи. – А теперь произнесите слова: шип, шишка, машина. – Какие звуки вы произносите – [ш ы] или [ш’и],[ж ы] или [ ж’и]? Но в старину произносили мягкие звуки [ш’и] и [ж’и]. Но это старинное произношение до сих о пор отражается на письме. У - Сделайте вывод. Как пишется сочетание ж и – ши? -Вернемся к нашим словам Запишите в строчку слова 2-го столбика. Какую букву запишем на месте пропуска? - Выделите орфограмму жи-ши, т. е. подчеркните сочетания жи-ши. Проверьте правильно ли вы выполнили задание? (Слайд №3). Физкультминутка
-Открываем учебники на странице 40, выполняем упражнение 90 (учащиеся в парах находят и выписывают слова с буквосочетаниями жи-ши).
Работа по карточкам: «Исправь ошибки». -Посмотрите на доску. Перед нами рассказ. -Что заметили? (Ошибки в словах). - Вспомним правило: как надо писать сочетание жи-ши? - У каждого из вас на парте есть этот текст. Найдите и исправьте ошибки в словах с сочетаниями жи-ши (учащиеся работают в парах, исправляют ошибки в напечатанном тексте). - Проверьте правильность выполненного задания. Кто допустил ошибки, исправьте их. (Слайд №4).
Словарная работа. -Приступаем к словарной работе. Что значит выражение «словарная работа»? (Записываем слова из словаря с орфограммами) - Посмотрите на экран. Кто знает, как называется это растение? (Слайд №5). - Да, это шиповник- ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которые больно поцарапают каждого, кто захочет сорвать цветок. Отсюда и название – шиповник Инжир-это дерево, которое растет в жарких странах. Оно имеет сладкие плоды. - Записываем словарные слова. Выделяем сочетания жи-ши с помощью зеленой ручки. Работа с предложениями. -Составьте предложения со словом шиповник. (В лесу растет шиповник). - Подчеркните главные члены предложения. Из слов составить предложения. Записать их. В словах подчеркнуть сочетания ЖИ – ШИ.
1 вариант: рядом, Воробьи, с, живут, человеком. Записать по 5 слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, подчеркнуть эти сочетания. 2 – вариант Шиповника, полезны, очень, Ягоды.. Записать по 5 слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, подчеркнуть эти сочетания.
- Мы с вами выполнили все задания. А как вы думаете, что нам в этом помогло? (Дружба). Да, дружба. Давайте вспомним пословицы про дружбу. Посмотрите на экран (слайд №6). -Что заметили? (Пропущены буква в словах с сочетаниями жи-ши). -Запишите понравившуюся вам пословицу, вставляя необходимую букву, выделяя орфограмму. Вернемся к целям нашего урока. -О чем мы сегодня говорили на уроке? - Какие задания понравились больше? Показались трудными? Почему? -Что нового открыли для себя? Получил ли ты новые знания? -Ты был активен на уроке? Кого из одноклассников хотели бы поблагодарить? - Каким правилом воспользовались, чтобы правильно написать слова? - У каждого из вас на столе лежат сигнальные карточки: если на уроке все было понятно, поднимите карточку зеленого цвета, если были сомнения – желтого, если ничего не было понятно – красного. | Личностные УУД: интерес к учебному материалу. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальные умения выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. Коммуникативные УУД: использовать в общении правила вежливости.
Личностные УУД: интерес к учебному материалу. Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения. Предметные УУД: различать звуки и буквы; находить случаи расхожде- ния звукового и буквен- ного состава слов; различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе. Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: понимать заданный вопрос , в соответствии с ним строить ответ в устной фор- ме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения. Предметные УУД: различать звуки и буквы; находить случаи расхожде- ния звукового и буквен- ного состава слов. Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем и одноклассниками резуль- тат своих действий, вно- сить соответствующие коррективы. Познавательные УУД: осуществлять поиск нуж- ной информации в учеб- нике; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличитель- ных признаков. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения. Предметные УУД: различать звуки и буквы; применять правила правописания (написание гласного «и» после шипя- щих «ж», «ш». Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе; интерес к учебному материалу. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем и одноклассниками резуль- тат своих действий, вно- сить соответствующие коррективы. Познавательные УУД: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения. Предметные УУД: применять правила правописания (написание гласного «и» после шипя- щих «ж», «ш»; различать предложения и слова.
Личностные УУД: представление о причинах успеха в учебе. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами. Коммуникативные УУД: допускать существование различных точек зрения. |