МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
___ «УНГУРКУЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»_____
671833, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с.Унгуркуй, ул. Школьная, 39
тел. 8(30142)32-1-44, E-mail:[email protected]
Разработка урока на тему:
«Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных.
Путь к преступлению».
Подготовила учитель русского языка и литературы
Фомина Д.А.
2015 г.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
обучение навыкам монологического высказывания;
развитие способности к интерпретации авторского текста;
воспитание думающего читателя.
обучение анализу и синтезу;
предметные:
раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, её социальные и философские истоки;
показать какую власть над человеком может иметь теория, какой опасности подвергается герой, пытаясь её осуществить;
Технологии и методические приёмы: анализ эпизодов романа, технология развития критического мышления.
Оборудование: текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; внетекстовый материал, презентация, творческая работа.
Ход урока
Этап мотивации.
Мы – источник веселья и скорби рудник,
Мы – вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале, многолик,
Он – ничтожен и он же безмерно велик.
Сквозь время доносится до нас голос Омара Хайяма, близкий голосу Ф.М.Достоевского. Сколько лет существует человеческое общество, столько лет человек ищет способ самовыражения.
- Как эти строчки созвучны с темой нашего урока? (Человек - это натура двойственная, противоречивая, способная совершать и отрицательные и положительные поступки, но не каждому дается их осознать).
Этап актуализации и целеполагания.
- В мире Достоевского герой стоит ночью высоко в горах, у края бездны, вверху – бесконечное звездное небо, где гармония, счастье и рай. Внизу – бездна, пропасть, которая грозит гибелью, вызывая желание испытать себя, ощутить полет и падение. И ему нужно выбрать, как нашему герою урока.
Какие же цели необходимо поставить перед собой сегодня на уроке?
Цели урока добавляют ученики
1. Разобраться | в чём причины зарождения теории Раскольникова, её истоки |
2. Проанализировать | Эпизоды романа (содержание, образы, идея) |
3. Высказывать | собственное мнение по отношению к произведению и его героям. |
Этап первичного закрепления с проговариванием в устной речи.
- Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки его состязаний… мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».
-Каковы истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?
Прежде чем ответить на эти вопросы я вам зачитаю исследование Кирпотина В.Я тройственный характер «мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего бедность. Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебному человеку общества, прийти к счастью.… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает мотивировки преступления Раскольникова».
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Проследите путь героя Достоевского к преступлению и запищите в тетрадь. Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиреной Лизы (часть 1 гл.6-7.)
Путь к преступлению:
Душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;
Безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;
Разговор студента и офицера в распивочной;
Теория "о двух разрядах";
Случайности, подталкивающие на убийство (жизнь Мармеладовых, письмо матери, опозоренная девочка);
Мысль героя - решиться на что-нибудь;
Раскольников идет на преступление, разрешает себе "кровь по совести". Он убивает процентщицу и Лизавету.
Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова «о двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?
Теория о двух разрядах
обыкновенные необыкновенные
Люди, живущие Люди, имеющие дар или талант- в послушании, сильные люди, Наполеоны. Все они безропотно принимающие переступают закон, имеют право любой порядок вещей на преступление.
Вывод: Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги процентщицы. Раскольников весь погружен в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма» (культ сильной личности, сверхчеловека). И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.
- Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Достоевский убеждает нас в том, что если на путь насилия становится добрый человек, то он неизбежно приносит зло. Мало того, стоит разрешить кровь по совести и она польется потоком).
- Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. Он натура сложная в нем осталось сострадание).
Вывод: преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В.Г.Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить – то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».
Этап включения в систему знаний.
Творческая работа на тему «Остался ли Раскольников человеком, совершив убийство? Кто он «тварь, дрожащая, или право имеет»?
Рефлексия.
- Что нового вы узнали о герое Достоевского Ф.М.?
Д/З Используя цитаты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» . восстановить путь Раскольникова от топора к Евангелию. Подготовить сообщение о героях: «Лужин – подлец по убеждению, маленький Наполеон». «Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности».
Источники для подготовки урока:
Литература 9-11 классы. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведения, сочинения / Л.И.Тареева, А.И.Жданова. – Волгоград: Учитель, 2009.