СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе»

МАОУ «Корсаковская СОШ»

Конспект урока окружающего мира

в 3 классе на тему: « Берегите воду»



Педагог: Гинеева Лариса Михайловна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: рассмотреть причины загрязнения водоемов.

Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить

бережно относиться к воде и экономить воду.

Планируемые результаты:

Предметные: узнают, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам; научатся рассказывать по плану о загрязнении и охране воды; объяснять значение воды для растений, животных и человека.

Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; осуществлять самопроверку; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Познавательные:

формулировать тему урока, искать и выделять необходимую информацию,

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

 Ставить и формулировать проблемы; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; использовать общие приёмы решения задач; моделировать.

Личностные: способствовать активизации мыслительной деятельности

учащихся, расширять их кругозор, воспитывать бережное

отношение к природным ресурсам.

 Коммуникативные: работать в паре с одноклассником, со взрослыми; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять самопроверку; вести устный диалог; слушать собеседника.

Оборудование: учебник, слайды презентации, карточки с заданиями.

Формы обучения:

      1)        индивидуальная работа

      2)        групповая работа 

      3)фронтальная работа.

Методы:

      1) объяснительно-иллюстративный

       2) продуктивный

      3) репродуктивный.

Технологии:

1)здоровьесберегающая

2)технология игровых методов обучения

3)проблемное обучение

4) технология развития критического мышления через чтение и письмо,



Автор учебника:А.А. Плешаков.

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный момент

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Мотивирует учащихся

- Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.




Приветствуют учителя.

Рассаживаются на свои места




Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

















3.





































4.





















































5.















































6.













































































































































7.































8.

Самоопределение к деятельности.

Цель:

 Понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить













Актуализация знаний.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Проверить знания по теме «Вода».

















Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока

Б)Согласовать цель и тему урока.







































Работа по теме урока

Цель:

искать и выделять необходимую информацию,

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

Устанавливать причинно-следственные связи





























Физкультминутка











































































































































Рефлексия учебной деятельности

Цель:

 способствовать активизации мыслительной деятельности

учащихся, расширять их кругозор, воспитывать бережное

отношение к природным ресурсам

















Самоанализ и самооценка ученика
















- Сегодня на уроке окружающего мира мы поговорим об очень удивительном веществе на нашей планете. Послушайте стихотворение

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтобы плыли корабли

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без …

Без чего невозможна жизнь на земле? Почему?






1.Это корзина идей. Мы соберем в нее все, что знаем о воде. ( Назовите свойства воды. В каких состояниях бывает вода? Как происходит круговорот воды в природе?)


2.Мы продолжаем урок, но прежде начнем с игры «Верите ли вы?» (На столах у вас карточки, я буду задавать вопросы, а вы если верите, ставьте +, если не верите -)


    1. Верите ли вы, что пресной воды в природе намного меньше чем соленой?

    2. Верите ли вы, что животные и растения могут прожить без воды?

    3. Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что вода дороже золота?

    4. Верите ли вы, что нельзя пить воду из реки, озера?

    5. Верите ли вы,что бактерии обезвреживают ядовитые вещества?

    6. Верите ли вы,что загрязняя воду, мы убиваем себя?


Сегодня к концу урока мы снова возвратимся к этой таблице и посмотрим насколько вы были правы.



1.Мы сейчас с вами посмотрим сценку "Разноцветная речка", которую

сыграют перед нами ребята.




























2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки.

Вопросы:

- что случилось с рекой и ее обитателями?

- какая большая проблема стоит перед человечеством?

- что нужно сделать, чтобы такой беды не случилось?.

О чем сегодня на уроке будем говорить на уроке?


Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.



3. В гости к нам пришла Капелька из сказочной реки. Она принесла вот такой плакат


-Что вы видите на плакате?

-Что можете сказать про эту речку?


Еще Капелька приготовила для вас вопросы.Чтобы ответить на них, вы должны открыть учебник на стр. 59 и внимательно прочитать текст.

Ваш правильный ответ поможет Капельке очистить речку от загрязнения.


Поможем Капельке очистить речку от источников загрязнения?

Работа в парах ( Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваться к друг другу)




Вопрос 1: Где на планете встречается вода?

-Покажите, что группа готова.


После ответа детей, учитель дополняет, показывает слайд (1)

.

-Да. Она встречается везде. Если посмотрим на глобус(модель Земли) воды

много в морях и океанах.

Но морская вода соленая, она непригодна для питья, для полива полей, для

нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные ее запасы сосредоточены в полярных льдах. Но запасы пресной воды сокращаются из-за их загрязнения.

- Мы сделали первый шаг по очистке воды в реке


Дождик капнул на ладошку ( правой рукой касаемся левой)

На цветы( круговые движения правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется ой- ой- ой

Побежали мы домой.





Вопрос 2: Для чего человеку нужна вода?

Слайд 2

Учитель дополняет



У. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо

израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно

250 тонн бумаги.

-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)

Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.


- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке. (Убирается второй

источник загрязнения).



Вопрос 3: Почему чистой воды становится меньше?

Слайд 3

- Покажите, что группа готова.

-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает

столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарныхпоездов.

- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке. (Убирается третий

источник загрязнения).

Вопрос 4: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

Слайд4

Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,

морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.

-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?

(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)

Знаете, что …

- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;

-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.

- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в реке. (Убирается четвертый

источник загрязнения).

- Капелька благодарит вас за ответы.


Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?

Слайд 5


Покажите, что группа готова.

У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.

Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.

- А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?

- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в реке. (Убирается пятый источник

загрязнения).


Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»? слайд 6

- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке.


Решите задачу. В квартире неисправен кран, из которого за один час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за 10 часов? За одни сутки?



-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке

быть всегда чистой.

- Капелька благодарит вас за ответы.







Водоемы нашего края

А какие водоемы находятся в нашей местности? На территории нашего района? ( Харауз, Бугутур, Долоогоно, Селенга, Байкал)

Да, мы живем на берегу великого озера Байкал. Все вы были на Байкале? Что вы знаете о нем? ( ответы детей)

Байкал называют жемчужиной Сибири.Байкал является обьектом всемирного наследия. В Байкале находится 20 % пресной воды всего земного шара. Ученые подсчитали, что люди всей планеты могут прожить 40 лет, используя только воду Байкала.

Ребята приготовили стихотворения о Байкале.



Озеру Байкал, как и другим водоемам грозит опасность.

После отдыха на Байкале, что вы делаете со своим мусором?



Давайте вернемся к нашим таблицам « Верите ли вы?»

Со всеми своими ответами вы согласны? Изменилось ли ваше мнение?



Тест

1. Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

а) крахмал

б) воду

в) соль

2.Какая вода нужна людям?

а) прозрачная

б) бесцветная

в) чистая

3.От чего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту

б) от слива без фильтрации сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм

в) от использования воды на производстве

4.Что используют на заводах и фабриках для очистки воды?

а) фильтры

б) пластиковые трубы

в) кислоты




-Почему мы говорим, что вода находится в опасности? (Люди загрязняют воду,ее становится меньше)

- Чем опасно загрязнение воды? (От загрязнения воды страдает всѐ живое.)

- Какой сделаем вывод? (Воду нужно беречь)

У.- А беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы.


1.«Необычная радуга»

-Я все понял, могу объяснить – желтая полоска

- Я понял – зеленая полоска

- Я не все понял – красная полоска.

2. Лист самооценки

- Заполните индивидуальный лист своего открытия и познания.


. Написать мини сочинение «Вода в моей жизни»


































































Дети отвечают на вопросы



















Дети отвечают на вопросы, вспоминают все, что знают о воде.

Заполняют карточки, если верят, то ставят +, если нет, то-































Ребята инсценируют сказку

Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?

Красная рыба: На берегу нашей речки построили завод и провели к

воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё

грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с

подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не

принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь и я тоже.

А ты, подружка, почему фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл

корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я

краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!

Красная рыбка: Ой! Смотрите, кто это?4

Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы!

Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой

плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала

чёрной.


Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы.

Дети отвечают на вопросы, называют тему урока. Ставят учебные задачи.

Тема нашего урока «Берегите воду»


Какие задачи будем решать на уроке?


1.Узнать причины загрязнения водоемов

2. Научиться бережно относиться к воде и экономить воду.







Речка вся в мусоре



Ребята вытягивают вопросы, открывают учебник и читают текст на стр. 59. Находят в тексте информацию по данному вопросу.







Проговаривают, как нужно работать в парах







Обсуждение в группах, прослушивание.

Дети работают в паре, ищут в учебнике информацию, ответ на свой вопрос.













Отвечают, высказывают свои мнения



Дети убирают первый источник загрязнения













Ученик отвечает на вопрос















Убирается второй источник загрязнения

































































Убирается шестой

источник загрязнения.





















ребята отвечают, какие реки протекают по нашей местности, рассказывают о Байкале.

Читают наизусть стихотворения о Байкале.













Ребята возвращаются к своим таблицам, которые заполняли в начале урока. Если изменили свое мнение, исправляют.





Решают тест






Регулятивные:

принимать и сохранять цель и учебную задачу.

Познавательные:

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.


Осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные участвовать в диалоге, общей беседе.

выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения.







































































Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.



















Познавательные: Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Осознавать познавательную задачу и решать ее. Самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебной задачи. Использовать поисковый вид чтения, выделять существенную информацию из текста



Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные

планировать свои действия для решения задачи

Личностные

развитие интереса к познанию



























































Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:

Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.







Личностные

Понимать нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей. Осознавать ответственность за свои поступки, бережного отношения к природе.













Познавательные

Применять приобретенные знания на практике

Регулятивные

овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи,

Познавательные

Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

Регулятивные

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами.













































































































Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную оценку