Урок ИЗО «Семикаракорская роспись»
Цель:
Расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.
Задачи:
1. Познакомить с Донским народным промыслом, с посудой (ее формой, декором, силуэтом);
2. Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи;
3.Развивать творческих способностей и эстетического вкуса у обучающихся, придумать свои узоры и изделия;
4.Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.
Оборудование: Семикаракорская посуда (демонстрационная), трафареты - формы под роспись - по количеству участников, презентация.
Инструменты:
Акварель.
Кисти: плоская № 8-12, № 3-4, беличьи или колонковые № 1-2.
Палитра.
Заготовки бумажных тарелок, покрытых водоэмульсионной краской.
Ветошь, порезанная на квадратики около 10 см, чтобы протирать кисти, и банка с водой.
Перья павлиньи.
Цветы бессмертника в вазе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Слайд № 1
Учитель-казачка: Добрый день вам, люди добрые! Хожу я по земле русской, сказы былинные да песни старинные собираю. А потом людям добрым рассказываю. Чтобы не пропали в веках "преданья старины далекой".
- Вижу, собрались и вы сказки мои послушать, есть у меня одна:
не то сказка, не то быль. Решайте сами, было это или не было.
Слайд № 2
Фонограмма № 1
(Выходят актеры: Марьюшка с вышивкой, Кощей Бессмертный, Аксинья, Степан – жених).
Учитель-казачка: "Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать Марью: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые. А в городе я что видеть буду?"
И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!"
А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом.
Слайд № 3
Схватил в когти девушку, превратив ее Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.
И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы.
Так появились: Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово и Федоскино
Слайд № 4
И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту создающие собственными руками!
- Ну, понравилась вам моя сказка?
Тогда у меня есть продолжение!
- А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича!
(Выходят артисты)
- Подобрала она его, принесла в родительский курень, да и спрятала. Иногда только доставала и любовалась. И такой покой на душу ее сходил, казалось, все будет хорошо! А был у нее друг любезный - Степан, казак удалой, чуб завитой. Должны были они на Покров пожениться. Да година пришла кровавая - война началась, И ушел воевать милый друг! Проводила она Степана, стояла на дороге, всматривалась вслед отъезжавшим всадникам. А в руке сжимала несколько цветочков полевых, которые ей подарил жених на память. Вернулась Аксинья в курень, поставила цветы в кувшин с водой и стала ждать своего суженого. Но месяц проходил за месяцем, а весточки все нет и нет. Вот и полевые бессмертники, не смотря на название, поблекли и опали. И осталась у Аксиньи одна радость - перо волшебное. Достала она его как-то вечером, в пальцах повертела, да и задела случайно им за кувшин. Но что это? Чудо чудное, диво дивное! Расцвели вдруг на кувшине цветочки полевые, словно живые, будто глазки чьи-то глядят, и утешить пытаются: "Не печалься, Аксиньюшка, все будет хорошо!"
А вскоре и суженый ее вернулся. Вышла Аксинья его встречать, подала ему кувшин с молоком. Выпил Степан, усы вытер. Смотрит, а на кувшине цветы цветут! Что за диво?
Степан: Вроде, мои цветы?
Аксинья: Твои. Они мне ждать тебя помогали!
Учитель: Спасибо, моим помощникам. Присаживайтесь на свои места.
- Вот так, ребята, у нас на Дону и появился свой народный промысел - фаянс расписной! Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.
Слайд № 5
Посуда была разной - и кувшины делали, и миски, и большие плоские блюда под рыбу. Глина была повсюду, а вот гончарным промыслом занимались только в трех станицах: Старо-Григорьевской, Сиротинской и Ново-Григорьевской. А потом нашли хорошую белую глину и в казачьей станице Семикаракорской. Одно из преданий гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых поселились на правом берегу Дона, но в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены перебраться на левый берег, где впоследствии родилась Семикаракорская станица.
Семикаракорская керамика - это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные свободолюбивым духом казачества. Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен стихийно возникали кустарные гончарные мастерские. Достаточно близко от города при раскопках были обнаружены древние многослойные поселения периода средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон. В раннем средневековье (VII в н.э.) керамическое производство по изготовлению кухонной утвари, кирпича, черепицы достигло больших масштабов.
Отличительная особенность Семикаракорской керамики, которую сегодня все чаще называют "донской фаянс", в том, что при его производстве используется метод уникального ручного труда, оригинальность и многообразность форм, изобретательность и поэтичность в декоре, передающего красоту донского края, фольклорные казачьи мотивы и традиции. Белоснежный расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами, лепные жанровые скульптурки в сочетании с формами являются новым направлением в Донском прикладном искусстве. Изготавливаются скульптуры малой пластики различной сюжетной композиции методом литья и ручной лепки. После обжига изделия декорируются ручной росписью, покрываются бесцветной глазурью и обжигаются повторно. Прозрачная глазурь сплавляется с подглазурными красками росписи и дает "вечный" декор с нежными тональными переходами.
Отличительной особенностью донского фаянса являются спокойные, нежные, теплые природные тона в желтовато-голубовато-зеленоватой гамме.
Слайд № 6
Создают изделия художники-керамисты, значительная часть которых - члены Союза художников России. Ассортимент выпускаемой продукции сегодня более 250 наименований. . Это сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани - для чайников, кофейников и самоваров, а еще жанровая скульптура для сервировки хлебосольного стола.
Слайд № 7-17
- Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!
Ученик 1: Полдневный час. Жара гнетет дыханье,
Глядишь, прищурясь - блеск глаза слепит.
И над землею воздух в колебанье
Мигает быстро, будто бы кипит!
Ученик 2: А Дон все так же величаво
Течет меж светлых берегов,
В себя вбирая честь и славу
Донских удалых казаков.
-Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.
-А сейчас я вам, открою небольшую тайну. В память, наверное, о той казачке - Аксинье, которая так верно ждала своего суженого и которая самый первый кувшин расписала, и назвали семикаракорцы свой промысел фаянсовый "АКСИНЬЯ"!
Слайд № 18
- Вот и подошла к концу наша сказка. Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!
- Сегодня я приглашаю вас заняться художественным творчеством.
Слайд № 19-27
Этапы выполнения работы:
(образцы росписи и трафареты на столах)
1. Выбор рисунка для росписи посуды.
2. При помощи трафарета-кальки наносим рисунок на керамическое изделие.
3. Роспись изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов)
Литература.
1. Евстифеева, Т.С. Семикаракорский фаянс / Т.С. Евстифеева // Донской временник. Год 1997.- Ростов-н/Д., 1996.- С.145-149.
2. В этом фаянсе-казачий дух /Т.Евстифеева //Вечерний Ростов.- 1995.-23 янв.
3. Зимние сказки Семикаракорской керамики // Аэрофлот-Дон.-2008.-№ 77.
4. Солнечная керамика. Альбом для детского художественного творчества Карапуз Год выпуска: 2008
5. http://www.aksinia.ru/?page=main