Тема: «Массовая доля растворённого вещества»
Цель:
Задачи:
Ход урока:
-Что вы понимаете под словосочетанием «сладкий чай» с точки зрения науки химии?
Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Массовая доля растворённого вещества»
Изучение нового материала:
План урока:
1. Вспомнить, что мы уже знаем по этой теме.
2. Узнать, как найти содержание растворённого вещества в растворе.
3. Узнать количественные данные для решения задачи.
4. Решить предложенную задачу.
5. Применить полученные знания при решении других задач.
Задание № 1:
Распределите предложенные вещества и смеси на две группы, назовите признак положенный в основу разделения веществ:
Морская вода, смесь медных и железных опилок, сахарный сироп, спиртовая настойка йода, смесь глины с водой, раствор извести для побелки.
-Тогда из чего будет состоять раствор? (заполните схему).
раствор = …………..+ …………….. (растворитель + растворённое вещество).
«Раствор - это однородная система, состоящая из молекул растворителя и частиц растворённого вещества, между которыми происходит физическое и химическое взаимодействие».
-Рассмотрим раствор морской соли, из чего он состоит?
-Что в растворе является растворённым веществом, а что является растворителем?
-Скажите, пожалуйста, природная вода, бывает совершенно чистой?
-В воде содержатся различные соли, если солей кальция и магния больше, то такую воду называют жёсткой.
-В дождевой воде, содержание этих солей незначительно, поэтому такую воду называют мягкой.
-От чего же тогда зависит жёсткость воды?
-Как вы думаете можно посчитать, вычислить математически количество растворённого вещества в растворе?
-Содержание растворённого вещества в растворе выражают с помощью его массовой доли.
«Отношение массы растворённого вещества к общей массе раствора называют его массовой долей растворённого вещества».
-Выражают латинской буквой (даба лью) w, выражают в процентах.
w= m(в-во) /m (р-ра) *100%
Закрепление материала.
-Рассмотрим, как производить расчёты с использованием понятия «массовая доля».
Задача 1: В 150 г воды растворили 50 г фосфорной кислоты. Найдите массовую долю кислоты в полученном растворе.
Задача 2: Сколько граммов воды и нитрата натрия нужно взять, чтобы приготовить 80 г 5%-го раствора?
Домашняя работа:
1. Повторить теоретические данные, выучить формулу для нахождения массовой доли растворённого вещества;
2. Решить задачу: рассчитайте количество вещества спирта C2H6O, который содержится в 500 г водки (40 % раствор спирта), не забудьте, что количество вещества измеряется в молях.