I. Организационо-мотивационный этап Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке. | - Преступление? Какое преступление?... Не думаю я о нем. Ф.М.Достоевский. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний Цель этапа: сформулировать тему урока, определить цели, мотивировать обучающихся, подготовить к восприятию нового материала по теме урока. III Анализ произведения. Слово учителя | Сегодня на уроке мы поведем разговор о преступлении как общественно опасном деянии, запрещенном УК РФ. Преступление – это виновно совершенное опасное деяние. Из этого определения можно вывести основные признаки преступления: (слайд 2) 1) Преступление – уголовно-противоправное деяние, то есть действие, запрещенное УК РФ. 2) Преступление – общественно опасное деяние. Оно наносит вред законным интересам, охраняемым уголовным правом. Общественная опасность определяется многими признаками, среди которых и мотивы, побуждающие к преступлению. Всегда будут строже наказываться деяния, совершенные из корысти, мести, желания скрыть преступления. 3) Преступление – это виновное деяние. 4) Преступление – это наказуемое деяние Как вы думаете, в каком произведении ПРЕСТУПЛЕНИЕ имеет ключевое значение? (прест. И наказ.) Хорошо, вы верно ответили на этот вопрос и определили жанр произведения. Это роман. Дайте определение романа. Роман – Эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде Роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание» - яркий пример того, как сама жизнь врывается в художественное произведение, поэтому мы попытаемся проверить « чисто художественные взгляды писателя» самой действительностью. - Давайте восстановим цепочку мыслей, действий, поступков Раскольникова, приведших к преступлению. | | Личностные: нравственно-этическая ориентациии приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока; принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: построение логической цепи рассуждений, ее доказательство; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. |
Ответ учащегося | | За полгода до убийства была опубликована статья Раскольникова « О преступлении» в газете « Периодическая речь». Как говорит Порфирий Петрович : « первая, юная, горячая проба пера. Дым, туман, струна звенит в тумане…В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным. А опасен этот подавленный, гордый энтузиазм в молодежи!» За статьей – расчет – убить ростовщицу! « Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки! Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна». И наконец – дело – убийство старухи. Но за этим делом еще одно – непредвиденное. Кроме ростовщицы, убитой « по плану», Раскольников убивает – « случайно» - Лизавету. А та, говорят, беременна | |
Чтение эпизода романа | Итак, реакция оказывается непредвиденной, цепной и неуправляемой. - Прочитайте сцену убийства старухи-процентщицы и Лизаветы. Чтение эпизода « Убийство старухи-процентщицы и Лизаветы». Учитель. Дайте характеристику данного преступления ( Учащиеся предлагают свои варианты ответов). Учитель. Так что же получается, Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца? Давайте подумаем. | | Познавательные: развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста произведения; построение логической цепи рассуждений, ее доказательство. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, понимание возможности различных позиций других людей, отличной от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Регулятивные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, оценка правильности выполнения действия. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования границ собственного знания и «незнания» |
Работа в группах V. Рефлексия. Цель этапа: формирование умений оценить свою работу на уроке, осмысление нравственных норм. Выставление оценок за работу на уроке. | Одна группа ребят выражает такую точку зрения, что Раскольников все предусмотрел, даже сосчитал шаги от своей каморки до квартиры старухи, их 730. Изучил жильцов-соседей, сделал «пробу», во время которой запомнил расположение комнат, подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Другая группа ребят не согласна с предыдущей точкой зрения, потому что Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Раскольников, собираясь на преступление, не может сосредоточиться на нем, его отвлекают посторонние соображения, нелепо его поведение в дверях старухи-процентщицы: « он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу». Стихийность и в самом убийстве: « …вынул топор.., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя.., почти машинально опустил на голову обухом». Ряд казусов подчеркивает стихийность действий, растерянность героя: казус с топором, который он не приготовил заранее; казус с о шляпой, которую он забыл сменить на фуражку; казус со временем – на часах уже было 10 минут восьмого. На мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на пробе. Все эти действия подтверждают стихийность преступления Раскольникова.( т.е. Раскольников действует слепо, неорганизованно).. Учитель. Как видите, мнения разделились. - Давайте дадим характеристику мотивов преступления Раскольникова с точки зрения криминологии ( вводятся термины: МОТИВ, КРИМИНОЛОГИЯ). ( слайд 4,5) Учащиеся называют мотивы преступления. ( Социальный, психологический, нравственный и философский – один из главных мотивов) Учитель. Этот вопрос волновал и самого Достоевского. Он поднимался и в серьезных литературоведческих исследованиях. Существует 3 основные концепции( вводится термин), ( слайд 6) но есть и 4-я – у самого Достоевского: « Раскольников – мономан». ( слайд 7)Кто же такой мономан? ( тот, кто страдает мономанией, т.е. находится в болезненном состоянии, проявляющееся в аномальной концентрации внимания на одной какой-либо мысли, идее). Я просила ребят обратиться к некоторым критическим статьям. | | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные: умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |