СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Е.Чарушин. Кабан" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволит расширить знания учащихся о жизни и творчестве Е.Чарушина. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Е.Чарушин. Кабан" 4 класс»

Е.Чарушин «Кабан»

Цели: расширить знания о жизни и творчестве Е.И. Чаруши­на; учить анализировать текст, пересказывать его; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное и научно-познавательное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельно­сти, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ худо­жественного и научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге, К — ответы на вопросы на основе художест­венного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе, личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям, ува­жение к старшим).

Оборудование: выставка книг Е.И. Чарушина, портрет писате­ля, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Какие истории вы приготовили? Кто из вас умеет наблюдать за природой?

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством Е.И. Чарушина

— Послушайте рассказ о писателе, чье произведение будем изучать.

(Читает заранее подготовивший сообщение ученик.)

Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — русский художник и пи­сатель, книжный график. Много лет назад в старинном городе Вятке (ныне г. Киров) жил маленький мальчик Женя. Он очень любил живот­ных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и еще двадцать певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тете­рок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

На день рождения отец дарил ему книги о природе — «Атлас птиц в картинках», «Приключения юного натуралиста в Южной Америке», семь томов А. Брема «Жизнь животных». Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя великим путешественником, знаменитым ученым и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хо­рошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни.

Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и перна­тых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Вот и букву «р» он научился выговаривать, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

(Затем о Е.И. Чарушине рассказывает учитель. См. материал к уроку.)

2. Словарная работа

— Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И. Чарушина «Кабан». Чтобы его содержание вам было более понятно, поработаем над словами.

— Подберите синонимы к словам. БАЛОВСТВО — (потворство, шалость). УНИМАТЬ (успокаивать). СШИБИТЬ — (сразить, побить, уронить).

— Подберите антоним к слову «начальник». (Подчиненный.)

— Объясните значение слов.

МАРАЛ (крупный сибирский и среднеазиатский олень с боль­шими рогами).

СОПЕТЬ — (тяжело дыша, издавать носом свистящие звуки).

ГУСЬКОМ — (один вслед за другим, вереницей).

НЕБОСКРЕБ — (очень высокий многоэтажный дом).

— Как вы понимаете выражения: «...начнет скакать по заго­родке теленком и хвост поднимет. А сам чуть не с лошадь»; «и ходу из сада»?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с рассказом «Кабан»

(Чтение рассказа на с. 96—99 учебника учителем и учащи­мися.)

— Какое впечатление произвел на вас рассказ?

— Можно ли назвать его юмористическим?

— Каких животных упоминает автор в своем рассказе? Опи­шите одно из них.

— Правильно ли поступил автор, забравшись на забор?

— Кто выручил его?

— Как вы считаете, действительно ли нужно испытывать стыд в такой ситуации? (Конечно нет. Как бы вы ни любили живот­ных, меры предосторожности всегда необходимо соблюдать.)

— Может ли быть опасен ваш домашний любимец: кошечка или собачка?

(Учителю следует поговорить с учениками о мерах предосто­рожности. Затем учащиеся читают рассказ выразительно.)

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Какой фрагмент рассказа относится к иллюстрации?

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени автора.

Материал для учителя

Краткий обзор биографии Е.И. Чарушина

Евгений Иванович Чарушин родился в Вятке (ныне Киров) 29 октя­бря (11 ноября) 1901 г. в семье губернского архитектора И.А. Чарушина. Учился в Ленинграде в Высших художественно-технических мастерских (1922—1927), в частности у А. А. Рылова.

Сотрудничал в журналах «Мурзилка» (с 1924 г.), «Еж» (1928—1935), «Чиж» (1930—1941). В 1928 г. получил свой первый книжный заказ — на оформление рассказа В.В. Бианки «Мурзук» (для ленинградского от­деления Госиздата, где художественной частью заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на молодого Чарушина). С тех пор выполнил массу иллюстраций к текстам того же Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других писателей. Часто оформлял и собственные сочи­нения («Разные звери» (1929); «Волчишка» (1931); «Никитка и его друзья» (1938); «Медвежата» (1944) и др.).

В 1930-е гг. стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которЬй в то время уже окончательно сложился в особое направление в русском искусстве. По-своему самобытны, лексически просты и изящ­ны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения.

Умер Е.И. Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965 г.