СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"»

Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

  • Знакомство со сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек;

  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;

  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;

  • обогащать словарный запас детей;

  • закреплять умения работать над деформированным текстом;

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.

  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.

  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в паре.

  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемый результат(предметные):

Знать:

  • понятие «литературная сказка»

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, оценивать свою работу на уроке;

  • анализировать художественный текст, выделять основную мысль;

  • осмысливать правила взаимодействия в паре;

проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других

  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Тип урока: урок 

Форма урока: Урок - размышление

Техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проекционный экран.

  • Портрет писателя Аксакова;

  • Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, аленький цветочек, "Толковый словарь" С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « Литературное чтение» 4кл. 1 часть.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)

  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения обучающихся)

  • Проблемно- диалогическая технология

  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Парная

  • Индивидуальная


Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!

Речевая разминка(Слайд1)

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно. В них много поучений.)

2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока. Маршрутный лист.

- На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! (цветок, зеркало)

- В каких произведениях можно встретить эти предметы? ( Все эти предметы вы встретили в сказке) 

- Какие бывают сказки по авторской принадлежности? (слайд 2)

-А по содержанию? (слайд3 )

-С каким видом произведения сегодня на уроке будем работать ? (сказка)

- А цветок подскажет название сказки?

Тема урока  (слайд № 4)

-Эта сказка к какой категории относится ? (авторская, волшебная)

- Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.

- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем?(Сказка –ложь…..) –Слайд-5

_А.С.Пушкин – кто это?

- Какую проблему должны решить на уроке?: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

- Со сказкой вы познакомились самостоятельно. Было задание выписать непонятные слова с толкованием. (проверка д.з.)

Сообщение об авторе. Рассказывает ученик. (слайд 6)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей, которая мешала его выздоровлению. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.

С.Т.Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. (какой это век?), и с тех пор стала у детей любимой сказкой.

-Все слова понятны в сообщении?

(Ключница – это женщина, заведующая всем домашним хозяйством в доме богатого человека).

-А сейчас это слово используется в речи? Как называются такие слова? (устаревшие)

-Кто герои сказки? (Слайд)

- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)

Вопросы: (тест) Карточка 1.

  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  2. Сколько дочерей было у купца?

  3. На какой палец долен был надеть перстень купец?

  4. Сколько дней должен бал пробыть купец дома?

  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?

  6. Чем закончилась сказка? 

Проверка . Приведите примеры из текста

- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

3. Работа в парах. Карточка 2.

-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • 3. Нашел купец подарки для старших сестер.

  • 2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

  • 1. Жил купец и было у него три дочери.

  • 6. Младшая дочь у зверя лесного.-

  • 7. Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

  • 4. Купец встретился со зверем лесным.

  • 5. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.

Проверка.

- Молодцы.

4. Физминутка.

Просыпается цветок, тянет к солнцу лепесток.

И от ветра он качается, низко, низко к земле наклоняется.

А потом опять поднимается и всем мило улыбается!


5. Работа с классом.

- Давайте вернемся к нашему вопросу, проблеме (теме)  «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор.


1. Задание:

1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Выберите пословицы о честности.

(на доске запись - честность)

- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?


2. Задание:

1. Чтение по ролям

(С. 145) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?

(на доске запись - самопожертвование).

Работа с Толковым словарем. Самопожертвование – это готовность отказаться от своих целей ради других людей.

- А вы могли бы так поступить?


3. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?

(на доске запись - доброта)

- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.


4. Задание:

1.Чем закончилась сказка? (свадьба)

-А почему? (Они полюбили)

(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает.)

(на доске запись – любовь)


7. Подведение итогов.

- Хорошо поработали

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

Доброта

Любовь

9. Оценки

10. Рефлексия. Итог урока.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

У вас на партах аленькие цветочки, напишите на них, чему вас научила сказка.

- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Домашнее задание: 

    1. Найти сказку, прочитать ее и в тетради записать:

1. Автор.
2. Название.
3. Страна происхождения.
4. Сюжет сказки

    1. составить план, подготовить пересказ отрывка.

Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!



















































Карточка 1.

Ф.И.___________________________________________________________

Вопрос

Ответ

Кто написал сказку «Аленький цветочек»?


Сколько дочерей было у купца?


На какой палец долен был надеть перстень купец?


Сколько дней должен бал пробыть купец дома?


Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?


Чем закончилась сказка?




Карточка 1.

Ф.И.___________________________________________________________

Вопрос

Ответ

Кто написал сказку «Аленький цветочек»?


Сколько дочерей было у купца?


На какой палец долен был надеть перстень купец?


Сколько дней должен бал пробыть купец дома?


Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?


Чем закончилась сказка?




Карточка 1.

Ф.И.___________________________________________________________

Вопрос

Ответ

Кто написал сказку «Аленький цветочек»?


Сколько дочерей было у купца?


На какой палец долен был надеть перстень купец?


Сколько дней должен бал пробыть купец дома?


Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?


Чем закончилась сказка?




Карточка 1.

Ф.И.___________________________________________________________

Вопрос

Ответ

Кто написал сказку «Аленький цветочек»?


Сколько дочерей было у купца?


На какой палец долен был надеть перстень купец?


Сколько дней должен бал пробыть купец дома?


Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?


Чем закончилась сказка?




Карточка 2.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.


Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.


Жил купец и было у него три дочери.


Младшая дочь у зверя лесного


Скучает Настенька по батюшке и сестрам


Купец встретился со зверем лесным


Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо



Карточка 2.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.


Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.


Жил купец и было у него три дочери.


Младшая дочь у зверя лесного


Скучает Настенька по батюшке и сестрам


Купец встретился со зверем лесным


Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо




Карточка 2.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.


Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.


Жил купец и было у него три дочери.


Младшая дочь у зверя лесного


Скучает Настенька по батюшке и сестрам


Купец встретился со зверем лесным


Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо




Карточка 2.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.


Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.


Жил купец и было у него три дочери.


Младшая дочь у зверя лесного.


Скучает Настенька по батюшке и сестрам.


Купец встретился со зверем лесным.


Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.



Карточка 2.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.


Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.


Жил купец и было у него три дочери.


Младшая дочь у зверя лесного


Скучает Настенька по батюшке и сестрам


Купец встретился со зверем лесным


Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо








Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________









Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________









Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________











Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________









Ф.И._______________________________________________________________________________________________________________________________________________