Тема :Таблица умножения с числом 5.
Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4; развивать умение работать самостоятельно и в парах.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления. научатся пользоваться ею; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование : компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, листочки для закрашивания.
Ход урока
1. Организационный момент.(слайд)
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и им. Мы же всегда рады гостям)))
– Проверим готовность к уроку( учебник, тетрадь, дневник, ручка, простой карандаш, линейка, цветн. карандаши).
А теперь садитесь!
- За окном прекрасное время года. Мы с вами любуемся этой красотой. На столах у вас листья клена, они отразят ваше настроение. Давайте разукрасим их. Если у вас хорошее настроение , то необходимо выбрать зеленый цвет, красный- плохое. Покажите. Замечательно. У вас хороший настрой.
2. Проверка домашнего задания. (№ 5,решить примеры)
- Вопросы есть? У кого были затруднения при решении примеров?
3. Минутка чистописания.
- Открывайте тетради, запишем число. Сегодня ….. Отгадайте цифру для минутки чистописания. Она получится если сложить цифры в записи сегодняшнего числа. Какое это число? Как ты рассуждал?(1+0=1).(слайд)
- Запишите красиво и правильно цифру1.
4. Актуализация знаний.
1.Математический диктант.
(Чтение высказываний учителем. Если ученики согласны. ставят +, если не согласны ставят - )
1). Произведение чисел 4 и 6 меньше, чем чисел 4 и 8.
2). Произведение чисел 9 и 3 равно 3.
3). если из произведения чисел 4 и 6 вычесть 4, получится 20.
4). 3 умножить на 8 получится 24.
5). частное чисел 20 и 5 равно 15.
6).Если разность чисел 12 и 7 умножить на 4, получится 25.
7). Если делимое 36, а частное 9, то делитель 4.
8). Произведение чисел 4 и 5 больше произведения чисел 3 и 4 на 1.
9). 32разделить на 4, получится 8.
2.Устный счёт.(слайд)
- Какое число меньше 27 в 3 раза? ( 9 )
- частное чисел 21 и 7 умножить на 3. ( 9 )
- Из суммы чисел 28 и 22 вычтите 21. ( 29 )
- Из какого числа нужно вычесть 52. чтобы получилось 48? ( 100 )
- Разделите частное чисел 20 и 5 на 2. ( 5 )
- На сколько 74 больше, чем 37? (на 37 )
- У Лены 6 рублей, а у Оли в 3 раза больше. Сколько рублей у Оли? ( 6 * 3 = 18(руб.) )
- На сколько лет Ира старше Нины, если Ире 12 лет. а Нине 9? ( 12 – 9 = 3 (г.) )
- Найдите периметр квадрата со стороной 7 см. (7 * 4 = 28 см.)
3.Геометрический материал.
Сколько треугольников на рисунке.(слайд)
5. Самоопределение к деятельности
-Прочитать выражения используя разнообразные способы и решить примеры устно: 5х2- 5 умн.2
5х3- 1 множ-5,2 множ-3
5х4.- 5 увелич. в 4 раза
-Что помогло вам быстро решить? Знание табл. на 2,3,4
Знаем таблицу умножения на 5? нет
- Каким правилом воспользовались? Переместительным св-вом умножения.
-Как оно звучит? -От перестановки множителей значение произв. не меняется.
- Какой пример будет следующий? 5х5
- Чему будем учиться? Какую цель поставим?
( Будем учиться составлять таблицу умножения и деления числа 5. )
Тема урока - таблица умножения и деления с числом 5.
-Для чего нужно знать таблицу умножения? (Знания таблицы умножения могут вам пригодиться в жизни. Везде, где придется что-нибудь считать: в магазине, в аптеке, на почте- таблица умножения просто необходима. - Где будем применять? Применять полученные знания при решении примеров и задач). (Слайд 5.)
-Что нам на уроке предстоит сегодня сделать? Чему будем учиться?
1)составить таблицу умножения и деления с числом 5;
2) постараться запомнить таблицу;
3)применить ее, при решении примеров и задач.
Ребята, это и будет план нашего урока.
-Обязательно нужно запомнить табл.?
6 . Работа по теме урока
Работа по учебнику-
Откройте учебник на с .40. Рассмотрите 1-й столбик таблицы.
-Почему таблица начинается не с умножения на 1, а с умножения на 5? (мы уже знаем, сколько будет 2х5, 3х5, 4х5).
-Не зная табл. умн. на 5, как умн. 5х5. Как найдете значение этого выражения? (5 взяли 5 раз, или 4х5=20, 20+5=25).
-Рассмотрите, 1 столбик примеров. Какую закономерность заметили? 1-множитель не меняется, второй множитель увеличивается на 1, а произведение увеличивается на 5.
-Запишите в тетр.1 столбик.
-Рассмотрите второй столбик таблицы в паре. Как он составлен? Что используют? (переместит.св- во)
-Назовите это св-во.
-От перестановки мест множителей произведение не меняется.
-Устно назовите ответы примеров читая их по разному.
У вас на партах карточки -Дополните в карточке 2 столбик- результатами.
-Проверьте себя по слайду.(№)
-Рассмотрите 3 столбик самостоятельно.
-Каким правилом воспользовались? -Взаимосвязь компонентов.
-Назовите это правило.
-Если произведение разделили на первый множитель, получится второй множитель.
-Повторим хором.
Самостоятельно запишите результаты 3 столбика таблицы.
Проверьте себя по слайду.
-Рассмотрите 4 столбик.
-Как он составлен? Что получится в ответе? Произведение разделили на второй множитель. Получится первый множитель.
-Самостоятельно запишите ответы 4 столбика таблицы.
Проверьте себя.
Запоминание таблицы умножения.
-Какой этап нашего плана мы выполнили? Мы составили таблицу.
Нужно постараться ее запомнить.
-Что нам предстоит сделать дальше?
-Чтобы легче было запомнить таблицу, нужно ее внимательно изучить и постараться найти какую-то подсказку.
- Посмотрите на карточку. Кто догадался?
-Рассмотрите первый столбик нашей таблицы. Посмотрите на значения произ
ведений. Что интересного заметили? Ответы заканчиваются на 0 или на 5
-При умножении на какие числа произведение заканчивается на 0? 2, 4, 6, 8, 10
-Какие это числа? -Четные
-При умножении на какие числа, произведение заканчивается на 5? 1,3,5,7,9
-Какие это числа? -Нечетные.
-Какой открыли маленький секрет таблицы умножения на 5, который нам поможет ее быстрее запомнить?
Если умножаем на четное число, то получаем ответ, оканчивающийся 0, а если умножаем на нечетное число, то получаем ответ, оканчивающийся на 5.
Н-Р: 5х8? На какую цифру будет оканчиваться произведение? 5х7?
-Дома с родителями каким секретом поделитесь? (табл. х на 5) Вы проверите помнят ли они этот секрет.
-Постарайтесь запомнить первый столбик таблицы.
Закройте ладошкой, попробуйте повторить.
-Сейчас мы проверим, как у вас получилось запомнить таблицу.
Работаем в группах.
На партах карточки с примерами на умножение . По очереди берете каточку и называете ответ. Если ответ верный, то карточка выбывает из игры. Если ответ неверный, вы ее кладете вниз стопки и продолжаете играть.
Самостоятельно себя контролируете.
-Кому удалось с первого раза правильно назвать все ответы? Кому еще нужно потренироваться? Молодцы!
-На каком этапе нашего плана мы с вами находимся? Запоминание таблицы.
-Мы сделали очередной шаг к нашему спеху, это наша маленькая удача. С маленькой удачи начинаются большие успехи.
Работа по учебнику-
№ 1 (с. 40). Слайд с числами от 1 до 20
(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором называют числа; 5, 10. 15, 20; 4, 8, 12, 16, 20.)
№ 3 (с. 40).
- Прочитайте задачу.
- Сколько метров ткани было? (24 м.)
- Вся ли ткань пошла на пальто? (Нет, 10 м отрезали на костюмы.)
- Сколько метров ткани израсходовали па пальто? (24 м - 10 м.)
Давайте начертим схему. - Начертить схему лучше.
- Сколько действий в решении задачи? (Два.)
- Что вы узнаете в первом действии? (Общий расход ткани.)
- Что вы узнаете во втором действии? (Расход ткани на одно пальто.)
- Запишите решение и ответ задачи.
(Проверка.)
Физкультминутка
7. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 4 (с. 40).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
- Каким правилом вы воспользовались при решении задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
8.Рефлексия- Встаньте те, кто считает, что он хорошо сегодня поработал? Почему ты так считаешь? Какие были трудности на уроке?
-Поднимите руку те, кому надо еще поработать над этой темой.
-А кому трудно было сегодня на уроке? Как вы считаете, почему?
9. Домашнее задание. выучить таблицу умножения на 5. № 2 (1 -3 столбики) С.36. (слайд 23)
10. Заключение. (слайд 24)
- Благодарю всех за урок. Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики, и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний!