СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мир древних славян

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру 4 класс»


КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема: Жизнь древних славян

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: формировать представления учащихся жизни древних славян

Задачи:

Образовательная: ознакомить обучающихся с происхождением древних славян, дать характеристику качеств личности древних славян,их поведения, внешнего вида, быта.

Развивающая: развивать мышление и речь, формировать умение логически излагать свои мысли, вырабатывать умение наблюдать за явлениями.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к природе и всему живому, воспитывать культурно - экологически грамотное поведение в природе, уважительное отношение друг к другу.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:.

  • ПРЕДМЕТНЫЕ: знакомы с географическим расселением древних славян, с их традициями, обычаями

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Познавательные - добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные - определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной целью;

Коммуникативные - умеют высказывать свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других, работают в парах.

Личностные - проявляют эмоционально – ценностное отношение к процессу обучения, формируются познавательные потребности.


Средства обучения: учебник авт.А.А. Плешаков "Окружающий мир" 4 класс, ч.2. М: Просвещение, 2014 УМК "Школа России", рабочая тетрадь к учебнику, разрезной материал.


ХОД УРОКА:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Прозвенел опять звонок,

Начинается урок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Нам историю России

Интересно изучать








Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний.

1.Характеристика погоды:

-Какое сегодня число?

- Какое время года?

-Какая температура на улице?

-Есть ли осадки?

-Мы продолжаем свое путешествие по дорогам истории. Наш путь лежит по страницам истории Отечества.

-Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество?

-Раздел учебника «Страницы истории России» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России.

-Прежде чем начать нашу с вами работу, восстановим в памяти ход мировой истории человечества: посмотрим с вами хронологию основных исторических событий мировой истории. - Вспомним основные временные периоды мировой истории:



-Сегодня отправляемся в путешествие в далекие времена ,V- VIII века, когда жили наши предки, нам предстоит узнать, в каких условиях они жили и чем занимались. О ком пойдет речь, вы разгадаете сами.



Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли Восточные славяне. О них сегодня мы поведем рассказ.

Характеризуют погоду:

-Сегодня 7 февраля

-Время года- зима;

-На улице - 2;

-Осадков нет.




Земля отцов, Родина






1 Первобытная история Свыше 2млн. лет назад, 40 тыс. лет назад

2 История древнего мира: Египет

Греция, Рим 5 тыс. лет назад

3-4 тыс. лет назад

3 Средние века. С конца 5 в. до конца 15 века (1000 л.)

4 Новое время. С начала 16 до конца 19 века (с 1500 до 1900, 400 лет)

5 Новейшее время. С начала 20 века

Разгадывают красворд

3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Откройте учебники на странице 35, рассмотрите карту. Подумайте, что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян?

-На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне. Жили славяне племенами. Племен было много


4. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в рабочих тетрадях стр. 13

-Выполним задание 1 на странице 13 рабочей тетради. Вам надо раскрасить различным цветом территории, на которых жили славяне, подписать названия рек и морей, по берегам которых селились славяне. А почему жили по берегам рек?

-Какое из племен занимало наибольшее пространство?

-Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Как вы думаете, что объединяло эти племена?

-Ребята, мы продолжаем наше путешествие. И я думаю, что вам интересно узнать о древних славянах еще больше нового и интересного. Обратимся к материалу учебника на странице 36.

Прочитаем и ответим на следующие вопросы:

1 Характер славян

2 Чем занимались славяне

Беседа по прочитанному:

- Какими физическими качествами и особенностями характера отличались славяне?

- Чем занимались мужчины?

- Чем занимались женщины?

-Теперь ваших знаний достаточно, чтобы выполнить следующее задание.

-Соедините линиями занятия с его продуктами

-Самостоятельная работа по учебнику с.37-38

-Вы выделили основные занятия, а о том как славяне выбирали место для жилья (вблизи рек, на пригорке, холме) и из чего строили свои жилища, вы узнаете, прочитав материал на страницах учебника 37-38.

1 группа: Самостоятельно составит небольшой рассказ .

1. Где славяне выбирали место для жилья? Почему?

2. Опишите дом древних славян снаружи. Изнутри.

3. Какая посуда была у славян?


2 группа: Письменно дополнит текст недостающими словами. Место для поселения выбирали …, пригодное для жилья, вблизи …. Жилища почти до половины уходили ….. рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные …, …, печь из …. Топилась изба по-черному, …посудой служили … . Носили одежду из… и …

-Жизнь наших предков - древних славян - была тесно связана с природой. Все необходимое для своего существования славяне получали в постоянной борьбе с природой, в которой таилось много жуткого, непонятного для них. Они не могли объяснить причины явлений природы, стихийных бедствий. Все вокруг казалось им живым, одушевленным. И всем вокруг повелевали, по мнению древних славян, боги и духи.



Выполняют задание в рабочей тетради









племена объединяли язык, обычаи, занятия



















крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям


охотой, рыболовством


Готовили пищу, работали в огороде, ткали, пряли






































5. Самостоятельная работа.

-Выберите названия фантастических существ и почитаемых животных у древних славян иегиптян.










6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Проверим полученные знания, выполним тест.

1) Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2) Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3) Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

4) Посуду древние славяне делали из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

5) Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.


7. Рефлексия.

-Какой раздел начали изучать?

- Какую тему мы изучали на уроке?

- Какие задачи решали?

-Смогли мы выполнить их?

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. В рабочей тетради текст на 34-39

Страницы истории России

Жизнь древних славян

Отвечают


Записывают домашнее задание.




















1) Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2) Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3) Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

4) Посуду древние славяне делали из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

5) Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

1) Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2) Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3) Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

4) Посуду древние славяне делали из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

5) Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.





Медведь,

бог грома и молнии Перун,

водяной,

леший,

домовой,

русалка.

Жук-скарабей,

бог солнца Ра,

кобра,

лев,

скорпион.



Письменно дополни текст недостающими словами.

Место для поселения выбирали … , пригодное для жилья, вблизи … . Жилища почти до половины уходили …. . Рядом в загонах и хлевах держали …. Неприхотливым было убранство дома: деревянные … , … , печь из …. Топилась изба по-черному, … посудой служили … . Носили одежду из… и …

Самостоятельно составь небольшой рассказ .

1. Где славяне выбирали место для жилья? Почему?

2. Опишите дом древних славян снаружи. Изнутри.

3. Какая посуда была у славян?