ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4-ОМ КЛАССЕ
Тема: Общество.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: познакомить учащихся с понятием «общество».
Задачи
Образовательные:
на основе фактов истории и окружающего мира сформировать представление об обществе как коллективе людей;
довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества;
уметь объяснять, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций;
учить представлять полученную информацию в виде схемы.
Развивающие:
Развивать умение аргументировать свою точку зрения, делать выводы, слушать и понимать других,
прогнозировать предстоящую работу, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты
Личностные
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого.
Предметные
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
давать определение общества, конфликта, компромисса.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребенка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация «Что такое общество?» с иллюстративным материалом, фрагмент видеофильма
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организационное начало урока. | Приветствие: Я очень рада войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда сиянье ваших умных глаз. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда и ум не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок. - Ребята, покажите, с каким настроением вы начинаете урок. - Я желаю вам, чтобы к концу урока настроение у всех стало | Руками изображают крышу дома, показывая свое настроение (хорошее) (не очень) (плохое) | |
II. Мотивация и планирование деятельности. | -Эпиграфом урока я предлагаю взять слова древнегреческого философа Сократа. Прочитайте эти слова. «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». -Как их понимаете? -Чтобы открыть новые знания, составим план наших действий, план урока. | Чтение и обсуждение эпиграфа (знания открывать будем сами). Составление плана урока: -вопрос урока -вспоминаем то, что знаем -открываем новые знания -применяем знания, закрепляем | Регулятивные: -прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
III.Тема урока и постановка учебной проблемы. | На слайде изображения Робинзона Крузо и Маугли. -Узнали героев? -Что их объединяет? -Чего у них не было? Как они жили? -Кто догадался, какая тема урока? -Тема урока «Общество». -Прочитаем разговор папы и Илюши на с. 28 учебника. -Чего не понял Илюша? -Какой вопрос возникает? -Сравни свой вариант с мнением авторов на с. 118. -Исходя из темы урока и вопроса, какую цель поставим перед собой? | Обсуждение проблемы героев. Выход на тему урока «Общество». Постановка вопроса урока: «Что такое общество?» Постановка цели урока. | Регулятивные: -развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. |
IV.Актуализа ция знаний. | -Все ли люди одинаковые? -А может их что-то объединять? Что? -Что такое общество в вашем понимании, запишем на дереве предположений. | Высказывание предположений по теме. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; |
V.Совместное открытие знаний. | 1. Что такое общество? На слайде иллюстрации: спортивное общество, общество моржей. -Что объединяет людей на каждом рисунке? -Как их можно назвать? –Можно ли назвать описанную группу людей обществом? Обоснуйте свое мнение. Текст 1. В зале шумно только что закончился доклад молодого ученого о его экспедиции в далекую страну и о положении там редких животных. Каждый их присутствующих высказывает своё мнение и предлагает разные меры для помощи в их охране. Текст 2. В большом зале стоит тишина - не слышно ни единого слова, только шорох страниц и скрип пишущих ручек. Каждый занят делом. У кого-то на столе толстый том энциклопедии, кто-то читает и конспектирует дополнительный учебник, а перед кем-то самая новая книга, которую пока еще трудно купить. Для всех в читальном зале нашлось место. Вывод -Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»? -Какой вывод можно сделать, что такое общество? -Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.31. Работа со словарями. -Это слово имеет несколько значений, найдем их в словаре. (Вид словаря дети выбирают самостоятельно: толковый словарь С.И.Ожегова или поиск в интернет-словаре). 2.Задания на применение знаний. Работа в парах -Перед вами таблица, запишите, какие общие интересы могут быть у вас с этими группами людей: Одноклассники | | Семья | | Россияне | | Все люди Земли | | -Можно ли назвать россиян обществом и почему? -А все человечество? -Приведите примеры обществ, которые знаете или состоите сами. На слайде общество инвалидов, общество «Память». -Посмотрите на слайд, как называются эти общества, какие общие интересы у людей? -Можем мы помочь инвалиду, если не состоим в этом обществе? Как? -А ветерану войны? 3.Конфликты. -Как вы думаете, всегда ли у людей совпадают интересы? -Посмотрите фрагмент тележурнала «Ералаш» и прокомментируйте ситуацию. - Как называется ситуация, когда желания людей не совпадают? -Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.) -Что надо сделать, чтобы конфликт не произошел? -Если конфликт начался, как можно выйти из ситуации? -Объясните данные пословицы: Сядем рядком да поговорим ладком. Худой мир лучше доброй ссоры. | Спортивное общество «Динамо»: участие в различных спортивных соревнованиях. Общество моржей: закаливание, купание в холодной воде. Чтение и обсуждение описанных ситуаций. Формулирование вывода, сравнение собственного вывода с выводом в учебнике. Выбор словаря и нахождение значения слова. Заполнение таблицы в парах, обсуждение мнений. Обсуждение, высказывание мнений. Просмотр видеофильма, обсуждение ситуации. Формулирование понятий конфликт и компромисс. Сделать выводы: -конфликт лучше предупредить; -чтобы прекратить конфликт, необходимо пойти на компромисс. | Регулятивные: -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -развиваем умение слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме; -умение работать в паре и в группах. Личностные: -развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные -развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; -выявлять сущность, особенности объектов; -на основе анализа объектов делать выводы; -обобщать и классифицировать по признакам; -находить ответы на вопросы в иллюстрации; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий |
VI.Закрепление знаний. Итог урока. | Работа в группах. -Я предлагаю вам вспомнить, закрепить, все, о чем мы говорили сегодня на уроке. Поработав в группах, используя основные (ключевые) понятия урока, составьте схему, которая вам поможет на следующем уроке вспомнить эту тему. | Составление схем-кластеров с основными понятиями урока. Представление результатов. | Познавательные: -представлять информацию в виде схемы. |
VII.Рефлексия. | На слайде записаны фразеологизмы. -Оцените свою работу на уроке, выбрав один из фразеологизмов, объясните свой выбор. Шевелить мозгами. Бить баклуши. Грызть гранит науки. В одно ухо влетает, в другое вылетает. Зарубить на носу. В поте лица своего. Вносить свой вклад. | Оценка своей деятельности на уроке. | Регулятивные -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
VIII.Домашнее задание. | Обязательное для всех: -выполнить задания в рабочей тетради к теме 6. По желанию творческое задание: -придумать и нарисовать эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложить друзьям догадаться, какому обществу ты «выполнял заказ». | | |
Список используемых источников и литературы
Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, О.И. Данилова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
Человек и общество. Авт. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. М., 2005. Просвещение.
www.tahan.com/
4