СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Грибы и бактерии" (с презентацией)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему во 2 классе. УМК "Планета знаний".

Просмотр содержимого документа
«Грибы и бактерии. Конспект урока»



Конспект урока

по окружающему миру

в 3 классе

по теме:

"Грибы и бактерии".


УМК "Планета знаний







Никитина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1



Тема: Грибы и бактерии.


Цель: Формирование представления о грибах, как об особом царстве живой природы, через выявление особенностей их строения, развития и размножения, знакомство с их разнообразием.

Задачи:

1.Познакомить с характерными признаками и разнообразием грибов, дать представление об их строении и значении в природе и жизни человека.

2.Формировать умение отличать съедобные грибы от несъедобных, определять место их обитания, через сравнение, сопоставление и обобщение их отличительных признаков.

3.Расширять кругозор.

4.Развивать творческие способности, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.

5.Воспитывать бережное отношение к природе через постоянное эмоциональное воздействие на чувства детей.

Планируемые результаты:

Предметные:
- знать о наличии царства грибов;
- находить и перечислять части гриба;
- знать разновидности грибов;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
Метапредметные:
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки; 
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные; 
- формулировать правила сбора грибов;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение бережного отношения к природе

Ход урока


1. Организационный момент.


2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

- Как человек использует животных?

- Каково значение животных в природе?

- Как человек влияет на диких животных?

- Как охраняют животных в нашей стране?

- Почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким?


3. Актуализация знаний. 
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)

- На какие большие группы учёные разделили всех живых существ? (царства).

- С какими царствами вы уже познакомились на уроках окружающего мира?

4. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. Большинство представителей этого царства - обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных остатках, на живых организмах, на продуктах питания, и даже на штукатурке в квартире. Кто понял, что это за существа?(Ответы) (Грибы) 
- Мы совершим путешествие в царства грибов и бактерий. Тема урока: Грибы и бактерии.

- А какую поставим цель? (Узнать, что такое грибы и бактерии, строение грибов, виды грибов, значение грибов в природе, как грибы использует
человек).


5. Первичное усвоение новых знаний.
1.Что такое грибы?

- Первое, что мы должны с вами сделать, это определиться, а что же такое грибы? Выберите из понятий, которые у вас записаны на карточке № 1 и подчеркните те, которые на ваш взгляд соответствуют понятию грибы.

(Индивидуальная работа)

1

Растения, живая природа, животные, бактерии, неживая природа, царство.



Проверка. Соответствующие понятия выделяются на слайде цветом.

- Какие понятия подчеркнули?(Ответы). Докажите, что грибы относятся к живой природе.(Они дышат, растут, развиваются, питаются (вода и минеральные соли), размножаются, старятся и умирают)

- Почему подчеркнули слово царство? (грибы образуют отдельное царство живой природы)

- Кто подчеркнул два понятия поставьте себе "+", кто одно понятие "-" в графе "Что такое грибы ".

- Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. Они не являются ни растениями , не животными. Учёные насчитывают не менее 100 тысяч видов грибов. Разнообразие их велико. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы помогают питаться растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в гумус (перегной), третьи хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые - лекарство для животных и человека.

2.Строение грибов.

- Откройте учебник на с. 126 и найдите ответ на вопрос: из каких частей состоит гриб. Расскажите по схеме на слайде.

- Всё то, что мы кладём в корзинку - плодовое тело. Оно состоит из шляпки и ножки. То, что невидимо нашему глазу - это грибница или мицелий.

- Откройте тетрадь на с. 60, задание 154. Вы видите схему строения гриба. Подпишите части гриба. Кто внимательно слушал, для того это не составит труда.

(Индивидуальная работа. Проверка)

- Поставьте себе в графе "Строение грибов" "+", если вы справились с заданием.

- Как вы думаете, чего не хватает на нашей схеме? Как размножается гриб? (Спорами). Давайте дорисуем споры.

- На обратной стороне шляпки образуются споры, которыми размножаются грибы.

- Какие известные вам растения распространяются, как и грибы, спорами? (Мхи, папоротники)

3. Для чего нужны грибы растениям леса.

-Вы, наверное, замечали, что многие грибы растут под деревьями. Это не случайно. Грибы нужны деревьям, нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворенные в ней питательные вещества. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами получать их не умеют. Каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, тем самым улучшают почву. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках.

4. Грибы съедобные и несъедобные.

- Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны, очень богаты белками. Иногда их даже называют "вторым мясом". Высоко в них содержание и микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия) Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые. (Ответы)

- Сейчас мы тоже отправимся на тихую охоту и соберем грибы.

-Возьмите карточку №2 и подчеркните только съедобные грибы.

№2

Лисичка, маслёнок, мухомор, опёнок, ложный опёнок, бледная поганка, подосиновик, подберёзовик, рыжик, желчный гриб.


(Проверка)

- А теперь оцените себя в маршрутном листе.

5.Необычные грибы.

- Вижу, вы достаточно хорошо разбираетесь в грибах. Но в грибах, которые больше известны. А ведь мир грибов очень разнообразен.

Показ слайдов сопровождается небольшой информацией подготовленных учеников.

1.Плазмодий.

Самый удивительный гриб планеты «плазмодий», проживает он и у нас, в России, в средней полосе. Плазмодий умеет ходить! Перемещается, конечно, медленней улитки, но за несколько дней может взобраться на пень и притаиться на нем.



2.Решёточник красный

Этот гриб напоминает причудливый цветок. Внутренний слой покрыт слизью, именно в нем происходит созревание спор гриба. Гриб издает неприятный гнилостный запах, привлекающий мух. Произрастает в широколиственных лесах Краснодарского края, в Закавказье. Несъедобен. Решеточник – очень редкий гриб, занесен в Красную книгу России.

4. Дождевик

Дождевик — одни из наиболее вкусных грибов. Дождевики съедобны, пока мякоть имеет чистый белый цвет. Встречается очень часто, в лесах, на полянах и лугах, с мая по ноябрь. Они не выдерживают даже непродолжительного хранения. Использовать их надо в день сбора.

5.Трюфель

Самый дорогой гриб - трюфель. Грибница трюфеля живет долго, если ее никто не разрушает. Продолжение трюфельного рода зависит от того, будут ли они найдены, выкопаны и съедены животными. Главными условиями для роста трюфелей являются теплый климат умеренной зоны и смешанный лес. Когда - то трюфель в нашей стране собирали целыми корзинками! Сейчас этот очень вкусный гриб у нас почти не встречается.

- Существует огромное количество удивительных грибов. О них вы можете узнать из дополнительной литературы.

6. Правила сбора грибов.

Чтение материала учебника - с.127 (2-3 абзацы)

- Возьмите карточку №3. Прочитайте и обведите номера только верных утверждений.

№3

1.Собирай только знакомые грибы.

2. Не разрывай мох и листву вокруг гриба.

3. Грибы надо срезать ножом или аккуратно выкручивать, ямку засыпать землёй и прикрыть мхом.

4. Ядовитые грибы нужно уничтожать.

5. Нельзя собрать старые грибы.

6.Грибы можно собирать в лесу и возле дорог.



7 .Плесневые грибы.

- Посмотрите на блюдце. Кто может сказать, что это?

Дети по запаху пытаются определить, что лежит в блюдце

- Дрожжи. Это тоже грибы. Они нужны, чтобы поднималось тесто.

- Этот вид грибов называется "Плесневые"

- Плесень. Пушистые или бархатистые налёты на растениях (иногда на животных) и предметах растительного и животного происхождения. Часто плесень бывает причиной гибели плодов и овощей во время их хранения; вызывает различные болезни растений, снижая их урожай. Но и многие плесневые грибы используют в промышленности, например, для получения лимонной кислоты, для изготовления сыра "Рокфор" и "Камаммбер", в фармацевтической промышленности получают пенициллин и другие антибиотики.

- Мы с вами тоже можем получить данный вид грибов в результате эксперимента. Для этого мы с помощью пипетки увлажним ( 10 капель) кусочек хлеба и оставим его в контейнере до следующего урока.

- Существует даже целая наука, посвящённая их изучению. Она называется "Микология" (на доске размещается карточка ) с латыни это переводится "микос" - гриб, "логос" - наука, т.е. наука о грибах.

8. Бактерии

- Мы познакомились с царством растений, царством животных и царством грибов. Кто вспомнит, как называется четвёртое царство? (Бактерии)

- Прочитаем о бактериях в учебнике - с.129

- Чем полезны и чем опасны бактерии для человека?


6. Поверка усвоения новых знаний.

Тестовые задания по теме «Грибы и бактерии» (на презентации):
1. Что такое грибы?

а) растения, состоящие из корня, стебля и шляпки
б) растения, состоящие из плодового тела
в) живые организмы, имеющие грибницу и плодовое тело

2. С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

а) с травами

б) с кустарниками

в) с деревьями

3. Чем делится гриб с деревом?
А) водой
Б) сахаром
В) корнями
4. Грибы, которые используются в производстве хлеба:
А) кефирный гриб
Б) дрожжи
В) желчный гриб
5. Грибы относятся к ….
А) царству растений
Б) царству животных
В) царству грибов
6. Бактерии - это...

а) грибы

б) одни из самых маленьких и самых простых живых существ на Земле

в) растения

7. Бактерии живут...

а) в воде, в почве

б) в воде, в почве, в воздухе

в) в воде, в почве, в воздухе, в организме живых существ.

Самопроверка


7. Рефлексия.

Работа с рефлексивным экраном.
8. Итог урока.

- Почему учёные выделили грибы в отдельное царство?

- Что такое бактерии?

Самооценка работы на уроке.

9. Домашнее задание.

с.126-129, тетр. с.61 №158-161






Просмотр содержимого презентации
«Грибы и бактерии»

ГРИБЫ И БАКТЕРИИ  Урок  окружающего мира  в 3 классе  УМК «Планета знаний» Никитина Татьяна Александровна МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1 села Вешкайма

ГРИБЫ И БАКТЕРИИ Урок окружающего мира в 3 классе УМК «Планета знаний»

Никитина Татьяна Александровна

МОУ Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №1

села Вешкайма

Царства растения животные грибы бактерии

Царства

растения

животные

грибы

бактерии

Грибы и бактерии Узнаем… Что такое грибы? Что такое бактерии? Строение и виды грибов. Значение грибов и бактерий в природе и для человека.

Грибы и бактерии

Узнаем…

Что такое грибы?

Что такое бактерии?

Строение и виды грибов.

Значение грибов и бактерий в природе и для человека.

Что такое грибы?   Растения живая природа  животные бактерии неживая природа   царство.

Что такое грибы?

Растения

живая природа

животные

бактерии

неживая природа

  царство.

Съедобные и несъедобные грибы

Съедобные и несъедобные грибы

  • Лисичка
  • маслёнок
  • мухомор
  • опёнок
  • ложный опёнок
  • бледная поганка
  • подосиновик
  • рыжик
  • жёлчный гриб
Плазмодий

Плазмодий

Решёточник красный

Решёточник красный

Дождевик

Дождевик

Трюфель

Трюфель

Правила сбора грибов

Правила сбора грибов

  • 1.Собирай только знакомые грибы.
  • 2. Не разрывай мох и листву вокруг гриба.
  • 3. Грибы надо срезать ножом или аккуратно выкручивать, ямку засыпать землёй и прикрыть мхом.
  • 4. Ядовитые грибы нужно уничтожать.
  • 5. Нельзя собирать старые грибы.
  • 6.Грибы можно собирать в лесу и возле дорог.
Плесневые грибы

Плесневые грибы

Грибы – трутовики наносят большой вред деревьям

Грибы – трутовики наносят большой вред деревьям

БАКТЕРИИ – микроскопически малые организмы. Слово «бактерия» в переводе с греческого озна-чает палочка. Но форма их очень разнообразна. Бактерии бывают полезные и вредные.

БАКТЕРИИ – микроскопически малые организмы. Слово «бактерия» в переводе с греческого озна-чает палочка. Но форма их очень разнообразна. Бактерии бывают полезные и вредные.

  • -
Проверочный тест

Проверочный тест

  • 1. в)
  • 2. в)
  • 3. а)
  • 4. б)
  • 5. в)
  • 6. б)
  • 7. в)
Домашнее задание С.126-129, тетр. с.61 №158-161 Спасибо за работу !

Домашнее задание

  • С.126-129, тетр. с.61 №158-161

Спасибо за работу !