СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему " Великая Отечественная война 1941–1945 годов" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему " Великая Отечественная война 1941–1945 годов" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему " Великая Отечественная война 1941–1945 годов" (4 класс)»

Уроки 4–5 (61–62). Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 годов

Педагогические

цели

Создать условия для расширения знаний обучающихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками; дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времен Великой Отечественной войны

Тип урока

Построение системы знаний

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают об исторических событиях времен Великой Отечественной войны

Личностные

результаты

Осознают долг человека – защищать свое Отечество от врагов, испытывают гордость за героическую историю

России

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, установление причинно-следственных и временных связей, обобщение, презентацию сообщений; составляют рассказ-повествование.

Регулятивные: осуществляют личностную и познавательную рефлексию, анализ участия в совместной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками

Основное содержание темы, понятия и термины

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Основные сражения Великой Отечественной войны. Героизм

воинов и тружеников тыла

Образовательные

ресурсы

1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-om-4-klass-po-teme-velikaya-otechestvennaya-voina-1941-19

2. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1606564.html

Оборудование

Ноутбук, проектор, экспозиционный экран; запись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), видеоролик «День Победы», слайды, рисунки, репродукции картин с изображением событий Великой Отечественной войны

Сценарий урока 4 (61)

I. Постановка учебной задачи.

– Мы сегодня поговорим о тяжелом испытании, выпавшем на долю нашего народа – о Великой Отечественной войне.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвенье!

А. Твардовский

II. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке поговорим об одном из самых тяжелых событий в истории нашей страны.

– Прослушайте грамзапись и определите, о чем мы будем говорить.

Звучит песня «Священная война».

– Как вы понимаете слова песни? Что является священным долгом человека? (Встать на защиту своей Родины.)

– О какой священной войне идет речь в песне? (О Великой Отечественной войне.)

– Что значит «отечественная война»? (Война, в которой на защиту Отечества поднялся весь народ.)

– С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?

– Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира, а все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.

Навеки остались в истории тревожные минуты раннего воскресного утра 22 июня 1941 года. В это утро фашистская Германия обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Немцы планировали расправиться с нашей страной за 6 недель. От Советского Союза должно было остаться только воспоминание.

– Смогли ли фашисты покорить нашу страну за 6 недель, как планировали?

– Предположите, почему сорвались эти планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)

– Фашисты нацелили главные удары по трем направлениям. Назовите их. 1) На север – Ленинград. 2) Центр – главный удар Москва. 3) На юг – к Черному морю.

Брестская крепость.

Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.

Ее защитники около месяца стойко оборонялись. И всё же враг двигался вперед. После ожесточенных упорных боев фашисты захватили Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.

Силы были неравны. В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.

Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города.

– Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда?

– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

«За нами Москва!».

Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они планировали захватить город и уничтожить его. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. Для сооружения памятника они везли гранитные плиты.

– Захватили ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город фашисты так и не попали.)

– На помощь защитникам Мо­сквы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.

– Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала и Сибири, из Средней Азии и с Дальнего Востока.)

– Что же произошло?

– Какой прозвучал приказ? (Приказ о контрнаступлении.)

– Объясните, значение этого слова? (Переход от обороны к наступлению с целью разгрома наступающего противника.)

– В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей.)

Сталинградская битва.

Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда.

В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти. В августе 1942 года началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. В результате были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев.

– В чем значение битвы за Сталинград? (Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.)

Курская битва.

Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

– Каково значение Курской битвы? (Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.)

– А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев. Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.

В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников – США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 Мая мы отмечаем как праздник Победы.

Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и сумел разгромить фашизм, ведь на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина и других. Тысячи воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, бросая к подножию Мавзолея знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.

Физкультминутка (см. Приложение).

III. Закрепление изученного материала.

– У каждой войны есть свои герои. Великая Отечественная война вписала в историю имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради Родины.

1) Работа по учебнику.

– Откройте учебники на с. 144–154. Из перечисленных городов выделите города-герои. Назовите их. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск.) Выделите основные даты.

2) Работа в тетради на печатной основе: задания 82–85, с. 39–40.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

– Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)

– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)

– Где были немецкие войска в феврале 1942 года? (Окружили Ленинград.)

– Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)

– Где советские войска одержали первую крупную победу? (Под Москвой.)

– Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)

– Какой была цена Победы? (Погибло 27 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)

– Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?

– Когда мы празднуем День Победы?

Домашнее задание: учебник, с. 144–154.

Сценарий урока 5 (62)

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Салют

Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь праздника Победы

Орудия палят.

Вокруг всё было тихо,

И вдруг – салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью,

Над крышами,

Над праздничной Москвой

Взвивается всё выше

Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат «Урра!»,

Любуются

На праздничный

Салют!

О. Высотская

II. Постановка учебной задачи.

– Каждый год празднует наша страна День Победы. И сегодня, так же как и в далеком 1945 году, этот день остается праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую заплатил наш народ.

Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал о героических событиях в истории родной страны, о самой разрушительной из всех войн в истории, о великой победе нашего народа.

Первая часть урока будет организована в форме устного журнала «Мы помним!». Для его проведения ребята подготовили стихи и сообщения.

Вторая часть урока пройдет в форме исторического турнира «Никто не забыт, ничто не забыто!».

III. Устный журнал «Мы помним!».

– Какое историческое событие произошло в период с 1941 по 1945 год?

– Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

– Открываем первую страницу устного журнала – «Начало войны».

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Напоминание

Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли –

Двадцать второго.

Спали дети,

Зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем в эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью.

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

М. Луконин

– 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

Подготовленный ученик выступает с сообщением.

– Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, организовались партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.

– Следующая страничка устного журнала называется «Брестская крепость».

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Над бугром белые березы,

Лаская синюю волну,

Глядятся в омуты и плесы

По-девичьи, как в старину.

На живописном этом месте,

Где от берез светло окрест,

Когда-то выросло Берестье,

Зеленый, светлый город Брест.

Под Брест кого не заносило!

Сюда шли лавою стальной,

Но расшибались вражьи силы

О город наш берестяной.

Встречала Родина ненастья

Огнем, мечом или штыком,

Чтобы в реке орлов и свастик

Ржавел и гнил металлолом.

Пусть в рваных ранах бастионы,

Но рядом в светлых каплях рос

Лучится выводок зеленых,

Облитых солнышком берез.

Рассвет над Бугом ярко-розов,

Начало радостного дня.

Гвоздика с веточкой березы

Лежит у Вечного огня.

У стен цветы горят, как звезды,

Воронок нет во рву любом:

Забинтовали их березы

Своим стерильным полотном.

Война твердыню искромсала

Страшнее самых лютых гроз,

Но на земле светлее стало

От брестских солнечных берез.

Н. Алтухов

Подготовленный ученик выступает с сообщением.

– Очень трудными для нашего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше вглубь нашей страны, приближаясь к ее столице – Москве. Открываем третью страницу устного журнала – «Битва за Москву».

Подготовленный ученик выступает с сообщением.

– Так был рассеян миф о непобедимости фашистских захватчиков. Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу советского народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории. Наша Победа не померкнет никогда.

Физкультминутка (см. Приложение).

IV. Исторический турнир «Никто не забыт, ничто не забыто».

– Наш урок продолжает исторический турнир «Никто не забыт, ничто не забыто». В турнире могут принять участие 4 или 5 учеников, они выходят в центр класса. Все остальные ученики являются слушателями, а если участником турнира будет дан неверный ответ, слушатели могут его исправить.

На экране вы видите табло с четырьмя категориями заданий: «Предметы», «Сталинградская битва», «Пословицы и поговорки», «Курская битва». Каждый вопрос категории имеет свою цену. За верный ответ участник получает карточку с указанным количеством баллов – цена ответа. В конце турнира, подсчитав набранные баллы, мы выберем лучшего знатока истории.

Баллы

Вопрос

Ответ

Предметы

10

Как называется деревянная часть винтовки?

Приклад

20

В чем носят офицеры свое оружие?

В кобуре

30

Как называется летний головной убор матроса?

Бескозырка

40

С помощью чего передвигается танк по земле?

С помощью гусениц

50

Зимняя верхняя одежда солдат

Шинель

Сталинградская битва

10

Сколько дней длилась Сталинградская битва?

200 дней

20

Значение Сталинградской битвы

Коренной перелом в войне

30

Где находится то место, которое защитники Сталин-града называли главной высотой России?

Мамаев Курган (Мемориал на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Создан в шестидесятые годы XX века. Скульптор – Евгений Викторович Вучетич, архитектор – Яков Борисович Белопольский.)

40

Чем известен Дом Павлова?

Его оборона велась 58 суток

50

Назовите даты начала и окончания Сталинградской битвы

17 июля 1942 – 2 февраля 1943

Пословицы и поговорки

10

Сам пропадай…

…а товарища выручай

20

С родной земли умри, …

…но не сходи

30

Где смелость, …

…там и победа

40

Лучше смерть, …

…чем позор

50

Не силой борются, …

…а умением

Курская битва

10

Сколько дней длилась Курская битва?

50 дней

20

Сколько танков с обеих сторон участвовало

в сражении под Прохоровкой?

1200 танков

30

Как называлась военная операция, которую начало гитлеровское командование в районе Курского выступа?

«Цитадель»

40

Назовите командующего Воронежским фронтом,

талантливого полководца

Николай Федорович Ватутин

50

Как был произведен первый победный

салют войны в Москве 5 августа 1945 года?

12 артиллерийскими залпами из 120 орудий


V. Итоги урока. Рефлексия.

– Подсчитайте количество набранных баллов. Лучшим знатоком истории сегодня стал…

– Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: учебник: с. 144–154, задание, с. 154.