Уроки 4–5 (61–62). Тема: Великая Отечественная война 1941–1945 годов
Педагогические цели | Создать условия для расширения знаний обучающихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками; дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времен Великой Отечественной войны |
Тип урока | Построение системы знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Узнают об исторических событиях времен Великой Отечественной войны |
Личностные результаты | Осознают долг человека – защищать свое Отечество от врагов, испытывают гордость за героическую историю России |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: осуществляют анализ, установление причинно-следственных и временных связей, обобщение, презентацию сообщений; составляют рассказ-повествование. Регулятивные: осуществляют личностную и познавательную рефлексию, анализ участия в совместной деятельности. Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками |
Основное содержание темы, понятия и термины | Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Основные сражения Великой Отечественной войны. Героизм воинов и тружеников тыла |
Образовательные ресурсы | 1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-om-4-klass-po-teme-velikaya-otechestvennaya-voina-1941-19 2. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1606564.html |
Оборудование | Ноутбук, проектор, экспозиционный экран; запись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), видеоролик «День Победы», слайды, рисунки, репродукции картин с изображением событий Великой Отечественной войны |
Сценарий урока 4 (61)
I. Постановка учебной задачи.
– Мы сегодня поговорим о тяжелом испытании, выпавшем на долю нашего народа – о Великой Отечественной войне.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям. Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, | И дети нынешних детей, И наших внуков внуки… Затем, чтоб этого забыть Не смели поколенья. Затем, чтоб нам счастливей быть, А счастье – не в забвенье! А. Твардовский |
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке поговорим об одном из самых тяжелых событий в истории нашей страны.
– Прослушайте грамзапись и определите, о чем мы будем говорить.
Звучит песня «Священная война».
– Как вы понимаете слова песни? Что является священным долгом человека? (Встать на защиту своей Родины.)
– О какой священной войне идет речь в песне? (О Великой Отечественной войне.)
– Что значит «отечественная война»? (Война, в которой на защиту Отечества поднялся весь народ.)
– С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне?
– Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира, а все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах.
Навеки остались в истории тревожные минуты раннего воскресного утра 22 июня 1941 года. В это утро фашистская Германия обрушила свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Немцы планировали расправиться с нашей страной за 6 недель. От Советского Союза должно было остаться только воспоминание.
– Смогли ли фашисты покорить нашу страну за 6 недель, как планировали?
– Предположите, почему сорвались эти планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)
– Фашисты нацелили главные удары по трем направлениям. Назовите их. 1) На север – Ленинград. 2) Центр – главный удар Москва. 3) На юг – к Черному морю.
Брестская крепость.
Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники. Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости.
Ее защитники около месяца стойко оборонялись. И всё же враг двигался вперед. После ожесточенных упорных боев фашисты захватили Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперед.
Силы были неравны. В вооружении Красной Армии не хватало новых видов техники: танков, самолетов, артиллерийских орудий, автоматов. Советский Союз только приступил к перевооружению армии и флота. По этим и другим причинам советские войска несли огромные и неоправданные потери.
Враг стремительно продвигался вглубь советской территории. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города.
– Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда?
– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
«За нами Москва!».
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они планировали захватить город и уничтожить его. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. Для сооружения памятника они везли гранитные плиты.
– Захватили ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город фашисты так и не попали.)
– На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.
– Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала и Сибири, из Средней Азии и с Дальнего Востока.)
– Что же произошло?
– Какой прозвучал приказ? (Приказ о контрнаступлении.)
– Объясните, значение этого слова? (Переход от обороны к наступлению с целью разгрома наступающего противника.)
– В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей.)
Сталинградская битва.
Летом 1942 года фашистские войска начали новое наступление в направлении Кавказа и Сталинграда.
В трудных боях в горах Красная Армия сумела отстоять Кавказ и не пустила врага к запасам нефти. В августе 1942 года началась более чем шестимесячная Сталинградская битва. В результате были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев.
– В чем значение битвы за Сталинград? (Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.)
Курская битва.
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.
– Каково значение Курской битвы? (Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.)
– А в немецком тылу разгорелась партизанская война. Летели под откос вражеские эшелоны, уничтожались отряды карателей и предателей-полицаев. Однако враг по-прежнему оставался силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от гитлеровцев Украину, Молдавию, Прибалтику. Партизаны и подпольщики помогали Красной Армии освобождать родную землю. В годы войны более миллиона человек с оружием в руках сражались во вражеском тылу. Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Польши, Чехословакии и другим захваченным оккупантами странам.
В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им навстречу двигались войска союзников – США, Англии, Франции, которые почти не встречали сопротивления. В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 Мая мы отмечаем как праздник Победы.
Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Но Советский Союз не только выстоял в этой жестокой войне, но и сумел разгромить фашизм, ведь на защиту Родины поднялась вся страна. В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева, Н. Ф. Ватутина и других. Тысячи воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, бросая к подножию Мавзолея знамена разгромленных фашистских войск. Командовал парадом маршал К. К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г. К. Жуков.
Физкультминутка (см. Приложение).
III. Закрепление изученного материала.
– У каждой войны есть свои герои. Великая Отечественная война вписала в историю имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради Родины.
1) Работа по учебнику.
– Откройте учебники на с. 144–154. Из перечисленных городов выделите города-герои. Назовите их. (Москва, Санкт-Петербург, Новороссийск, Волгоград, Тула, Мурманск, Смоленск.) Выделите основные даты.
2) Работа в тетради на печатной основе: задания 82–85, с. 39–40.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
– Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года.)
– На что рассчитывали немецкие военачальники, нападая на СССР? (На легкую и быструю победу.)
– Где были немецкие войска в феврале 1942 года? (Окружили Ленинград.)
– Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней.)
– Где советские войска одержали первую крупную победу? (Под Москвой.)
– Когда закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года.)
– Какой была цена Победы? (Погибло 27 миллионов человек. В руинах лежали города и села, были уничтожены многие памятники культуры.)
– Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
– Когда мы празднуем День Победы?
Домашнее задание: учебник, с. 144–154.
Сценарий урока 5 (62)
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Салют
Скорей, скорей одеться! Скорей позвать ребят! В честь праздника Победы Орудия палят. Вокруг всё было тихо, И вдруг – салют! Салют! Ракеты в небе вспыхнули И там, и тут! Над площадью, Над крышами, | Над праздничной Москвой Взвивается всё выше Огней фонтан живой! На улицу, на улицу Все радостно бегут, Кричат «Урра!», Любуются На праздничный Салют! О. Высотская |
II. Постановка учебной задачи.
– Каждый год празднует наша страна День Победы. И сегодня, так же как и в далеком 1945 году, этот день остается праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую заплатил наш народ.
Сегодня на уроке мы обобщим изученный материал о героических событиях в истории родной страны, о самой разрушительной из всех войн в истории, о великой победе нашего народа.
Первая часть урока будет организована в форме устного журнала «Мы помним!». Для его проведения ребята подготовили стихи и сообщения.
Вторая часть урока пройдет в форме исторического турнира «Никто не забыт, ничто не забыто!».
III. Устный журнал «Мы помним!».
– Какое историческое событие произошло в период с 1941 по 1945 год?
– Течет река времени. Минуло уже много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 года остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
– Открываем первую страницу устного журнала – «Начало войны».
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Напоминание
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
Вспоминаем в эту ночь и в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью.
Год за годом, опаленные огнем,
Год за годом, истекающие кровью.
М. Луконин
– 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
Подготовленный ученик выступает с сообщением.
– Враг был жестокий и сильный. Весь советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, организовались партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем, усилия фронта и тыла слились воедино.
– Следующая страничка устного журнала называется «Брестская крепость».
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Над бугром белые березы, Лаская синюю волну, Глядятся в омуты и плесы По-девичьи, как в старину. На живописном этом месте, Где от берез светло окрест, Когда-то выросло Берестье, Зеленый, светлый город Брест. Под Брест кого не заносило! Сюда шли лавою стальной, Но расшибались вражьи силы О город наш берестяной. Встречала Родина ненастья Огнем, мечом или штыком, Чтобы в реке орлов и свастик Ржавел и гнил металлолом. | Пусть в рваных ранах бастионы, Но рядом в светлых каплях рос Лучится выводок зеленых, Облитых солнышком берез. Рассвет над Бугом ярко-розов, Начало радостного дня. Гвоздика с веточкой березы Лежит у Вечного огня. У стен цветы горят, как звезды, Воронок нет во рву любом: Забинтовали их березы Своим стерильным полотном. Война твердыню искромсала Страшнее самых лютых гроз, Но на земле светлее стало От брестских солнечных берез. Н. Алтухов |
Подготовленный ученик выступает с сообщением.
– Очень трудными для нашего народа были лето и осень первого года войны. Несмотря на героическое сопротивление, враг всё же продвигался дальше и дальше вглубь нашей страны, приближаясь к ее столице – Москве. Открываем третью страницу устного журнала – «Битва за Москву».
Подготовленный ученик выступает с сообщением.
– Так был рассеян миф о непобедимости фашистских захватчиков. Идут годы, сменяются десятилетия. Но подвигу советского народа в Великой Отечественной войне суждено остаться в истории. Наша Победа не померкнет никогда.
Физкультминутка (см. Приложение).
IV. Исторический турнир «Никто не забыт, ничто не забыто».
– Наш урок продолжает исторический турнир «Никто не забыт, ничто не забыто». В турнире могут принять участие 4 или 5 учеников, они выходят в центр класса. Все остальные ученики являются слушателями, а если участником турнира будет дан неверный ответ, слушатели могут его исправить.
На экране вы видите табло с четырьмя категориями заданий: «Предметы», «Сталинградская битва», «Пословицы и поговорки», «Курская битва». Каждый вопрос категории имеет свою цену. За верный ответ участник получает карточку с указанным количеством баллов – цена ответа. В конце турнира, подсчитав набранные баллы, мы выберем лучшего знатока истории.
Баллы | Вопрос | Ответ |
Предметы |
10 | Как называется деревянная часть винтовки? | Приклад |
20 | В чем носят офицеры свое оружие? | В кобуре |
30 | Как называется летний головной убор матроса? | Бескозырка |
40 | С помощью чего передвигается танк по земле? | С помощью гусениц |
50 | Зимняя верхняя одежда солдат | Шинель |
Сталинградская битва |
10 | Сколько дней длилась Сталинградская битва? | 200 дней |
20 | Значение Сталинградской битвы | Коренной перелом в войне |
30 | Где находится то место, которое защитники Сталин-града называли главной высотой России? | Мамаев Курган (Мемориал на Мамаевом кургане в городе Волгограде. Создан в шестидесятые годы XX века. Скульптор – Евгений Викторович Вучетич, архитектор – Яков Борисович Белопольский.) |
40 | Чем известен Дом Павлова? | Его оборона велась 58 суток |
50 | Назовите даты начала и окончания Сталинградской битвы | 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 |
Пословицы и поговорки |
10 | Сам пропадай… | …а товарища выручай |
20 | С родной земли умри, … | …но не сходи |
30 | Где смелость, … | …там и победа |
40 | Лучше смерть, … | …чем позор |
50 | Не силой борются, … | …а умением |
Курская битва |
10 | Сколько дней длилась Курская битва? | 50 дней |
20 | Сколько танков с обеих сторон участвовало в сражении под Прохоровкой? | 1200 танков |
30 | Как называлась военная операция, которую начало гитлеровское командование в районе Курского выступа? | «Цитадель» |
40 | Назовите командующего Воронежским фронтом, талантливого полководца | Николай Федорович Ватутин |
50 | Как был произведен первый победный салют войны в Москве 5 августа 1945 года? | 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий |
V. Итоги урока. Рефлексия.
– Подсчитайте количество набранных баллов. Лучшим знатоком истории сегодня стал…
– Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: учебник: с. 144–154, задание, с. 154.