СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили славяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили славяне"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру на тему "Во что верили славяне"»


Тема урока: Во что верили славяне.


Цели урока для учителя:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с верой славянского народа, с богами, духами, в которых верили славяне;

  2. Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся, навыки взаимопроверки, оценивания;

  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям других вероисповеданий; формировать интерес к изучению истории и культуры русского народа.

Цели урока для учащихся:

  1. Знать: в каких духов, богов верили наши предки.

  2. Уметь: объяснить значения новых слов, связанных с темой урока; оценить работу товарища.



Оборудование: таблица «Жизнь древних славян», карточки с новыми словами, проектор, слайды, чугунок, лапоть, игрушка домовой, учебник, тетрадь с печатной основой.



Ход урока.


- Ребята, посмотрите на таблицу. На ней мы можем прочитать тему (а также увидеть предметы, связанные с этой темой), над которой работаем уже на протяжении нескольких уроков – «Жизнь древних славян».

- А кто это – славяне? Что мы узнали о наших предках на прошлых уроках?

- Характеристика славян была бы неполной, если бы я не рассказала вам, во что верили славянские народы.

Итак, тема урока: «Во что верили славяне» (слайд 1).


Словарная работа.

- На доске вы видите карточки со словами. Это новые понятия, которые встретятся нам сегодня на уроке. Я надеюсь, что в конце урока вы сможете сами объяснить значения данных слов.

Карточки: язычники

духи

заговоры

храм

монастырь

христианство


- Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.


- Славяне были язычниками, то есть верили во многих богов.

Работа по учебнику «Окружающий мир», стр. 120 (2-4 абзацы): чтение вслух или «про себя»; работа по вопросам и рисунку на стр. 121.


- Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них (приносили им в жертву) животных.


- Итак, духи – это невидимые существа. Их никто не видел, а только слышал о них. Но представляли их в образе, близком к человеческому.


Домовой (слайд 2).

- Что вы знаете о домовом?

- Домовой – дух, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяев. Если в доме беда какая – воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живёт он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В противном же случае – бьёт и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. Домового «кормили», оставляя ему на ночь ужин. Ведь если его не кормить, то он рассердится, тогда в доме не будет покоя, начнёт гибнуть скот.

Существовали специальные заговоры, чтобы привлечь домового.


Выходят две девочки в русских сарафанах, у одной в руках игрушка домового в лапте. Они произносят заговоры на домового.

«1. Переезжая на новое место жительства, обязательно зазывали домового. Перевозили его в лапте со словами: «Домовой, домовой, поедем домой». Или заманивали «доваривать кашу». (Девочка подходит к макету русской печи и рассказывает дальше, сопровождая речь показом.) Хозяйка доставала из старой печки горшок с недоваренной кашей, приговаривая: «Хозяинушка, помоги кашку доварить, детушек накормить!» Потом горшок с кашей переносили в новый дом, в новую печку.

2. А вот другой заговор, зазывающий в новый дом домового: «Хозяюшка наш, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшко, пойдём в наш новый дом, на новый богатый двор, на новое житьё, на новое бытьё, на новое богачество!»


Леший (слайд 3).

- По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил леший – лесной дух. Косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Но лешего, как и домового, можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб, пирог.

Леший может вырастать выше деревьев, а может быть и ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Он может явиться к человеку в разных видах, но чаще показывается людям дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Лешему приписывают, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь и там хохотать и хлопать в ладоши. Если он кого-либо заведёт в лес, то, по народным поверьям, необходимо одеться как леший – вывернуть всю одежду наизнанку и сразу выйдешь на нужную тропинку.


Выходит девочка в народной одежде и произносит заговор на милость лешего.

«Хозяюшко лесной! Дедушка леший, покажись нам, объявись перед нами не волком злым в шубе серой, не вороном чёрным в шубе смолистой, не ёлкой колючей в шубе зелёной, а покажись ты нам таковым, какова я, Анна, стою сейчас перед тобою!»


Водяной (слайд 4).

- Если леший властвовал в лесу, то хозяином рек, озёр и болот был водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке, озере, болоте то овцу, то корову, то лошадь.


Физминутка.

Если я называю старинную одежду, обувь или головной убор, вы делаете приседание; если современную – прыжок.

Тулуп, лапти, бейсболка, кокошник, сарафан, кроссовки, валенки, онучи, сапоги.


- Итак, славяне верили в разных богов и духов. Но в 10-м веке всё изменилось.

В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко (отец Ярослава Мудрого) (слайд 5) ввёл на Руси новую религию – христианство. Люди стали верить в одного Бога – Иисуса Христа.

Введение новой веры положительно отразилось на всей жизни русского государства: на Руси возникла азбука, появилась письменность. Стало развиваться строительство: в разных местах страны возводились храмы и монастыри (слайды 6, 7).

- Найдите значения этих слов в толковом словарике в конце учебника.


- Итак, христианская вера утвердилась на Руси. Что же это за вера? Люди верили, что на землю приходил Спаситель. Рассказы об этом передавались друг другу. Потом их записали, и получили они название «Евангелие», что по-гречески означает «добрая весть» (слайд 8). Евангелия входят в священную книгу христиан – Библию (показ). В них повествовалось о земной жизни Иисуса Христа – Сына Божьего (слайд 9). Он жил в 1 веке на Востоке в Палестине. Иисус ходил по стране и своими рассказами внушал людям веру в возможность навсегда избавиться от страданий и горя, учил добру и справедливости. В короткое время в его учение поверило много людей.

Немало чудес совершил Христос на Земле: исцелял больных, воскрешал умерших, кормил голодных (слайды 10, 11).

Евангелия повествуют не только о чудесах Христа, но и о его смерти. Враги Иисуса распяли его на кресте (слайд 12,13), но вскоре он воскрес, вознёсся на небо. После этого крест стал священным знаком христиан. Верующие носят на груди маленькие крестики; купола церквей, где христиане молятся Богу, увенчаны крестами (слайд 14).

Христианство учит человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими болями и бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства.

Но, кроме христианства, в мире существует ещё две крупные религии – ислам и буддизм (слайд 15, 16, 17). Даже в нашем небольшом классе есть человек, исповедующий ислам, т.к. он мусульманин. Несмотря на различия в названиях, в обрядах, праздниках, любая религия воспитывает в человеке нравственность, обязывает быть честными, справедливыми, добрыми, любить другого человека как самого себя. Поэтому каждый человек должен с уважением относиться к чужой вере, быть терпимым к людям других религий.



Закрепление.

Тетрадь с печатной основой № 2, с. 16-17 (кроссворд), с.17 № 37 (взаимопроверка, оценивание).


Домашнее задание.

1.Учебник с.120, 122.

2.Тетрадь с печатной основой № 2, с 17 № 38 (приготовить сообщение).

3.Нарисовать любое божество.


Итог урока. Рефлексия.

- А теперь вернёмся к новым словам, которые мы прочитали в начале урока. Попробуйте объяснить значение каждого слова.


Оценивание работы учащихся.





МОУ Малоибряйкинская ООШ













Разработка

открытого урока

окружающего мира

в 3 классе.








Разработала и провела

Тимошкина Е.В.,

учитель начальных классов

















2009-2010 уч.г.