СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока, включающий в себя технологическую карту и приложение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Зона арктических пустынь" (4 класс)»

Предмет: Окружающий мир

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Класс: 4

Учебная тема: «Зона арктических пустынь»

Цель урока: организация деятельности обучающихся по знакомству с особенностями зоны арктических пустынь

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • дать представление об особенностях зоны арктических пустынь;

  • познакомить учащихся с животным и растительным миром этой зоны;

  • рассказать об использовании ресурсов арктической зоны человеком.

  1. Развивающие:

  • развивать умение анализировать новую информацию;

  • развивать навыки публичных выступлений;

  • расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать экологическое мировоззрение и коммуникативную культуру учащихся.

Планируемые результаты урока:

  1. Личностные:

Учащийся научится:

  • осваивать социальную роль обучающегося;

  • проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

  • понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.



  1. Метапредметные

А) Познавательные:

Учащийся научится:

  • ориентироваться в своей системе знаний;

  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация, видеоматериал);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Б) Регулятивные:

Учащийся научится:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

  • прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

  • выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. 

В) Коммуникативные:

Учащийся научится:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

  • осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.  

  1. Предметные:

Учащийся научится:

  • уметь показывать природную зону на карте природных зон;

  • иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);

  • моделировать цепи питания природной зоны;

  • иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.

Средства обучения:

  • Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс, 1 часть

  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс, 1 часть



Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс, 1 часть

  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова, 4 класс, 1 часть




Этапы урока


Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

(деятельность учителя, предполагаемые ответы учеников)

Методы и приёмы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

Мотивирование к учебной деятельности

(1 минута)



  • психологически настроить детей на урок

  • создать доброжелательную обстановку на уроке

  • создать у школьников направленность на учебную работу


-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

(Слайд №2)

-Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку. Вспомним, что вам необходимо на уроке окружающего мира? (Учебник по окружающему миру, рабочая тетрадь по окружающему миру и пенал с письменными принадлежностями).

Методы: словесный

Приёмы: фронтальный ответ с места

Деятельность учащихся: учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(3 минуты)

  • осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение;

  • определить границы знания и незнания;

  • актуализировать опорные знания и изученные способы действий;

  • подготовить учащихся к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания».


(Слайд №3)

-На прошлом уроке вы начали путешествие по территории России. Мы продолжим путешествие. Каждый путешественник должен уметь ориентироваться с помощью карты. Покажем наши знания карты.

  • Вспомним, моря каких океанов омывают берега нашей страны? (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый)

  • Какие моря относятся к Тихому океану? Покажите на карте. (Японское море, Берингово море, Охотское море)

  • Что вы можете сказать о морях Тихого океана? (Моря Тихого океана довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы.)

  • Какие моря относятся к Атлантическому океану? (Балтийское море, Черное море, Аральское море)

  • Что вы можете сказать о морях Атлантического океана? (Они особенно глубоко вдаются в сушу. Черное море теплое. Большая его часть никогда не замерзает. Это место отдыха. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются).

  • Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана. (Белое море, море Лаптевых, Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море)

  • Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана? (Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом).

  • Сколько же морей омывают российские берега? (12 морей)

Методы: работа с картой, демонстрация карты

Приёмы:

фронтальный ответ учеников с места

Деятельность учащихся:

учащиеся отвечают на вопросы учителя при помощи карты

Выявление места и причины затруднения

(1 минута)


  • выявить место и причины затруднения учащихся;

  • подвести  учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач;

  • определить и сформулировать проблему;

  • разработать план учебных действий.


(Слайд №4)

-Посмотрите внимательно на слайд, на нём изображена Арктика - это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни. Как вы думаете? Может ли в таком холодном и пустом месте быть жизнь? (Мнения разделяются)

Методы: беседа

Приёмы: фронтальный ответ учеников с места, проблемная ситуация

Деятельность учащихся: учащиеся смотрят на изображение на слайде и пытаются ответить на вопрос учителя

Построение проекта выхода из затруднения

(2 минуты)

  • построить проект выхода из затруднения

-Сегодня мы с вами об этом и узнаем. Тема нашего сегодняшнего урока «Зона арктических пустынь». Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой? (Познакомиться с особенностями зоны арктических пустынь)

(Слайд №5)

-Верно, а для того, чтобы нам было проще достичь этой цели, я предлагаю вам составить план урока (для перехода на сайт, необходимо нажать на значок плана на слайде, либо на ссылку ниже)

https://learningapps.org/display?v=p9nwpsien21



Методы: беседа

Приёмы: ответ учеников с места

Деятельность учащихся: учащиеся составляют план урока в соответствии с целью урока

Реализация построенного проекта

(25 минут)


  • организовать деятельность учащихся по открытию нового знания;

  • организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию.

(Слайд №6) (Кликнув мышкой, можно убрать лишнюю одежду)

Мы знаем, что отправляемся в царство холода и льда. Какую одежду мы выберем для экспедиции? (Дети выбирают из предложенных картинок: меховые костюмы, тёплые ботинки, меховые шапки, варежки)

(Слайд 7-8) (Названия групп появляются при клике мышкой)

-Чтобы успеть за урок изучить арктическую зону по всем пунктам плана, предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в группах. У каждой группы будет своё задание. Вам надо будет решить ряд проблем и вопросов:

  1. Географы будут работать с картой и найдут месторасположение зоны;

  2. Синоптики будут изучать климат;

  3. Зоологи расскажут нам о животных Крайнего Севера;

  4. Ботаники будут искать информацию о растительном мире.

-Итак, в путь. На парте у вас всё самое необходимое для работы. У каждой подгруппы есть карточка с заданием. Ваша задача – ответить на все вопросы из карточки, а затем представить их перед классом. На выполнение этой работы я даю вам 5-7 минут.

(Ответы детей)

Географы: Арктика – это район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. На карте Арктика обозначена белым цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца - Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Арктика расположена к северу от нашего края.

Синоптики: Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до  минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

Ботаники: На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи и полярные маки. В толще воды, не покрытой ль дом, большое количество планктонов, растений, водорослей.

Зоологи: Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища птиц и животных - это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики.  От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся  белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и  широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

-Молодцы! Вы проделали огромную работу и помогли друг другу узнать много интересного об Арктике. Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой. Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесен огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж,  они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

(Слайд №9)



(просмотр видео)

Вопросы к видео

  • В честь кого был назван заповедник?

  • Расскажите о климате на этом острове.

  • Когда и кем была создана первая полярная станция?

  • Какие животные обитают в этом заповеднике?








Методы: беседа, работа с раздаточным материалом, демонстрация видеосюжета (Заповедник «Остров Врангеля»)

Приёмы: выполнение задания в малой группе, ответ учащихся у доски, фронтальный ответ учеников с места

Деятельность учащихся: учащиеся разделяются на 4 группы (географы, синоптики, ботаники и зоологи), работают с раздаточными материалами, а затем представляют свои результаты перед классом

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(2 минуты)


  • организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий по теме;

  • установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать;

  • организовать  самопроверку учащимися своих решений по эталону;

  • повторить и закрепить ранее изученное на уроке.



-Сейчас мы проведём небольшую викторину, вы остаётесь в тех же командах. Команда, которая хочет ответить на вопрос, поднимает флажок. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

https://learningapps.org/display?v=pvqbwg85a21

Ответы:

Вопрос №1: 3

Вопрос №2: 1

Вопрос №3: 2

Вопрос №4: 1

Вопрос №5: 3

Вопрос №6: 3

Вопрос №7: 2


Методы: викторина

Приёмы: фронтальный ответ учеников в малой группе

Деятельность учащихся: учащиеся проходят викторину

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(3 минуты)


  • организовать  самостоятельное выполнение учащимися заданий по теме;

  • организовать  самопроверку учащимися своих решений по эталону;

  • оценить уровень усвоения материала, определить затруднения.


(Слайд №11) Демонстрироваться не будет!

-Далее вы самостоятельно выполните задание 3 в рабочей тетради. Если вы внимательно слушали своих товарищей-зоологов, то с легкостью выполните это задание.

(Слайд №12)

Проверка

Методы: упражнение

Приёмы: выполнение упражнения учениками

Деятельность учащихся: учащиеся в выполняют задание

Включение в систему знаний и повторение

(5 минут)


  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным;

  • повторить  и закрепить  изученное для введения в последующем новых способов действий;

  • выявить причины ошибок и наметить пути коррекции.

И последнее задание на сегодня – кроссворд. На ваших партах лежат сами кроссворды, я буду читать вопрос, а вы будете вписывать ответы в нужные ячейки.

Вопросы:

По горизонтали
2. На каком острове создан заповедник?
3. Море Северного Ледовитого океана.
10. Как называется территория со сходными условиями жизни?
11. Какое растение приспособилось к жизни в зоне Арктических пустынь?

По вертикали
1. Какая часть острова освобождается летом от снега
4. Многочисленные подводные растения.
5. Какая рыба водится в океане?
6. Какое явление можно увидеть зимой в ледяной зоне?
7. Арктикой называют земли лежащие под созвездием …
8. Опасный хищник зоны арктических пустынь.
9. Морское животное Арктики.

Ответ:

(Слайд №13)






Методы: беседа

Приёмы: фронтальный ответ учеников с места

Деятельность учащихся: учащиеся решают кроссворд

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

(3 минуты)


  • установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

  • организовать рефлексию и самооценку учащихся;

  • проанализировать и оценить успешность достижения цели.


(Слайд №14)

-Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, как звучала тема нашего сегодняшнего урока? (Зона арктических пустынь)

-Верно, а какую цель мы сегодня поставили перед собой? (Познакомиться с особенностями зоны арктических пустынь)

-Что вы можете сказать о географическом положении арктических пустынь, их климате, растительном и животном мире? (Ответы учащихся)

(Слайд №15) Демонстрироваться не будет!

-Отлично! Я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему. Далее я предлагаю вам оценить свою работу с помощью листов самооценки.

-На дом я задаю вам нарисовать Арктику, как вы её себе представляете. (Слайд №16) Спасибо за урок, вы все были очень старательными и внимательными. До новых встреч!

Методы: беседа

Приёмы: фронтальный ответ учеников с места, анализ, самоанализ

Деятельность учащихся: учащиеся отвечают на обобщающие вопросы учителя и оценивают свою деятельность с помощью листов самооценки.



Прил. 1

Географы.

Арктика – это район Земли, примыкающий к __________ полюсу. Это огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и _________. На карте Арктика обозначена _______ цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: Земля Франца - Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля. Арктика расположена к ____________ от нашего края.


Ботаники

На островах прямо на голых камнях встречаются __________________. Также приспособились к жизни на камнях __________ и ____________________________________. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество ___________________________________________.

Синоптики

Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет. Зимой в Арктике __________. Темноту освещают: луна, звезды и _____________. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до  _________ градусов. Летом в Арктике _____________________, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.


Зоологи

Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются _________, а ими - ________. Основная пища птиц и животных - это _________. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики.  От холода их защищает слой жира. Это моржи  тюлень. На тюленей охотятся ______________________ ­­­­­­­­­­. У них длинная густая шерсть белого цвета и  широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

Прил. 2 (иллюстрации для групповой работы)






Прил. 3



Прил. 4

Лист самооценки


Ф.И. ученика _________________________________________________________



Да

Нет


Урок мне понравился





В группе я работал(а) активно





Я уверен(а), что выполню домашнее задание




Сегодня я узнал(а)___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.