СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКиСЭ "Милосердие – закон жизни"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКиСЭ "Милосердие – закон жизни"»

Тема: Милосердие – закон жизни

Цели:

  1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

  2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения,

  3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции.

Задачи:

Предметные:

  • формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня, сердоболие, добро как об основополагающих в этике;

  • формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;

  • развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

  • развивать творческие способности;

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

  • формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчами;

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

  • регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

  • познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

  • коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

  • предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, карточки для работы в группах.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста.

-А сейчас улыбнитесь! Просто так! Посмотрите отрывок из мультфильма «Просто так!»

-Скажите какой поступок совершил этот мальчик?

-Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие и добрые сердца.

-Как вы думаете, можно ли назвать героев этого мультфильма милыми?

  1. Проверка домашнего задания

- На прошлом уроке мы говорили о то, что человек рожден для добра. И эта идея нашла свое отражение в произведения устного народного творчества: в сказках, песнях, пословицах и поговорках.

Сказки нас учат: не обижать людей, придет расплата, сотвори добро. Но в жизни не всегда происходит так, как написано в книгах.

- Дома вы должны были подумать, каким сказочным героем хотели бы стать, чтобы изменить жизнь к лучшему. (Заслушиваются ответы детей).

III. Вступительное слово учителя, постановка целей


  1. Послушайте притчу: «Если ты такой милосердный, то забирай даром»

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. – Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам», – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

  • О чём эта притча?

  • Как назвал продавец мальчика?

  • Каким качеством обладал мальчик?

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.

  • Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

-Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?

-Давайте запишем это слово «милосердие» и выделим корни в нём.

МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

В разных словарях это слово по-разному трактуется.

1) В Толковом словаре Ушакова. Д.Н. милосердие – это «Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

2) В «Большом Энциклопедическом словаре» милосердие есть «сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.)».

Милосердие-готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания

-А какое слово близкое по значению слову Милосердие? (Сострадание)

-Сформулируйте тему урока

-Тема нашего урока «Милосердие - закон жизни»

-Сегодня мы с вами постараемся понять : Что такое милосердие? В чём проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?

-Какую цель поставим перед собой? (Учиться милосердию)

-Для чего надо знать эту тему? (Чтобы быть милосердными, добрыми людьми)

IV.Основная часть урока

- Тема милосердия затронута в произведениях многих поэтов и писателей.

1.Давайте с вами прочитаем рассказ Тургенева «Нищий» (работа с карточками)

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

2.Работа в группах

-Обсудите ситуацию. Почему нищий так ответил автору? Что является истинным милосердием? (Ответы детей)

- Правильно. Одно из дел милосердия это подаяние или милостыня.

Милостыня-это добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).Акт подаяния совершается по моральным причинам.

-Давайте подумаем в чём разница в таких действиях,как подать милостыню и проявить милосердие?(Читаем притчу на карточках)

Однажды слепой человек сидел на ступеньках здания со шляпой возле ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите». Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил туда пару монет, без разрешения написал новые слова на табличке, оставил ее слепому человеку и ушел. К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал на ней немного по-другому». Человек улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке гласила: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

-Какое действие проявил этот человек?

-Чем же отличаются эти дествия?

3.Физкультминутка

4.Работа с учебником(стр.91)

-Прочитайте в учебнике с.91последний абзац, вы согласны с этим рассуждением?

5.Рассмотрите иллюстрацию (стр.91)

-Что делает девочка?

-Какое чувство она проявляет?

-Как вы помогаете своим близким людям, домашним животным? Какие чувства вы проявляете по отношению к ним?

-Как вы думаете все ли нуждаются в милосердии?

-Как вы думаете, легко ли стать милосердным? Что для этого нужно?

6.Игра «Цветок милосердия». Прикрепи те, лепестки, которые нам нужны

БЕСКОРЫСТИЕ БЛАГОСТЬ РАДОСТЬ СОСТРОДАНИЕ

МЕСТЬ ЗЛОРАДСТВО УЧАСТИЕ ОБИДА СЧАСТЬЕ

ДОВЕРИЕ ЖАЛОСТЬ ПРОЩЕНИЕ РАВНОДУШИЕ

ДОБРОТА ЛЮБОВЬ ПОМОЩЬ ЖАДНОСТЬ

7.Физкультминутка

8.А сейчас мы с вами посмотрим видео, это притча и обсудим поступок этого героя.

Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

-Ребята как вы поняли о чём эта притча?

(обсуждение)

- Вывод: Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

V «Дерево Милосердия»

-Перед вами на партах лежат листочки. Подумайте, кому бы вы смогли сказать слова благодарности за помощь, сочувствие, поддержку, милосердие? Напишите их имена на листочках и прикрепите к нашему «Дереву Милосердия»

-Старайтесь быть милосердными и способными на благодарность!

-Закройте глаза, вспомните о чём мы говорили на уроке и подумайте, можете ли вы себя назвать милосердным и благодарным человеком?

VI. Рефлексия

-Ребята, давайте подведём итоги. Из каких важных составляющих состоит милосердие?

-Можно ли считать милосердие достойным проявлением человечности?

-Для чего человеку нужно стараться быть милосердным?

VII.Домашнее задание

Поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни