СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока По ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для урока по основам светской этики. Тема урока способствует сплочению коллектива, дружбе и порядочности. В уроке существует групповая форма работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока По ОРКСЭ»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство Образования и Науки Челябинской области‌‌

‌Челябинская область, Пластовский муниципальный район‌​

МБОУ «Школа №20» Г Пласта




Конспект урока по учебному предмету ОРКСЭ

4» А» класс


Учитель первой квалификационной категории:

Сапунова Наталья Владимировна




Челябинская область, г. Пласт 2023-2024 учебный год







КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ

Тема урока: « Дружба и порядочность ».


Дата: 6 октября 2023г., пятница

Школа: МБОУ «Школа №20»

Класс: 4 «А»

Урок: 1

Время:

Кабинет: 202


Учитель: Сапунова Н.В





Цель: раскрыть значение понятия «дружба, порядочность», определить, какие качества человека важны в друге.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


Личностные:

  • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.



Тип урока: открытие нового знания.


Оборудование: программа: учебник по курсу ОРКСЭ, презентация, раздаточный материал




Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

15 -30 сек.

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. А теперь тихо повторяем за мной:

-Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю! Поприветствуем друг друга улыбкой.

Организуют рабочее место.

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

1-2

мин.

Настрой детей на урок, подведение к теме:


- Послушайте одну интересную притчу:

- Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья.

-Может они хотели помочь?

- Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.



П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

1 мин.

- Как вы думаете, зачем пришли друзья?


- Как вы думаете, как изменилась жизнь главного героя с приходом друзей?

- Ребята, о чем эта притча?

-Сформулируйте тему нашего урока? Дружба)

- Какая пословица подходит к этой притче?

- А какие цели мы можем поставить?

Сегодня мы с вами разделимся на группы и посмотрим какая группа самая будет дружная.

Предполагают.


- О том как друзья спасли человека, о дружбе.

-Дружба.


- Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

- Узнать понятие слова дружба.

- Разобрать ситуации.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

10-12

мин.

Организация словарной работы. У вас нА партах словарное слово ДРУЖБА

- Так что же такое дружба вам нужно ответить? Откуда вы будете брать лексическое значение этого слова?

1 группа – из толкового словаря

2 группа из собственного опыта

3 группа иностранные языки

4 группа –расшифруйте каждую букву слова дружба












- Каждый ли человек умеет быть другом?

- Как показывает жизнь, далеко не всякий и не всегда, ведь до дружбы надо дорасти. Не сможет стать другом тот, кто самолюбив и хочет быть главным в дружбе, кто не придет другу на помощь в беде. Другом не сможет стать и тот, кто не умеет искренне, без зависти радоваться успехам другого. Ведь истинная дружба приходит испытание не только бедой, но и радостью.

- Иногда возникает вопрос: надо ли спрашивать разрешение родителей, с кем дружить?

- Личное право каждого выбирать своих друзей. Но чтобы не навредить ни себе, ни родным и близким, хорошо бы посоветоваться с родителями. Ведь это они несут ответственность за твою жизнь и здоровье, за твое будущее.

-Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и учёбе.

- Скажи своему другу: «Спасибо, что ты рядом».


А теперь группам даны вопросы. Вам нужно посоветоваться командой, выслушав друг друга и правильно ответить на вопросы.

1 г

  1. Есть ли у тебя друг? Почему ты считаешь его своим другом?

  2. Какие черты характера, качества друга ты больше всего ценишь?

  1. Готов ли твой друг поступиться своими интересами ради тебя? Имеешь ли ты право требовать это от него?

  2. Какие проступки ты смог бы простить другу? А какие нет?

  1. Всегда ли ты говоришь другу правду?

  2. Помогает ли тебе дружба в жизни, учёбе?

  1. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?


Предполагают.

Формулируют определение к понятию урока.

1.Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

2.----------------

3.

1. Английский friendship

2. Немецкий Freundschaft
3. Французский amitié
4. Итальянский amicizia

4. Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность
















П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

1

мин.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Видео


Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

20-25 мин.

- Предлагаю послушать следующее стихотворение. (выступление учеников)

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!


Все пятёрки до одной у

У Светловой Нади.

Я прошу: - А ты со мной

Подружись хоть на день!

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать.


А девчонки на дыбы!

Говорят, - Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

- Почему же с девочкой никто не хочет дружить?

- А какими качествами должен обладать настоящий друг- Какие черты характера друга ты ценишь?

- Предлагаю разобрать ситуации и ответить на вопросы. Работаем в группах – вместе обсуждаем.

Ситуация № 1 (для первой группы.)

Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

- Вопросы для обсуждения:

Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

- Знаете ли вы такие примеры?

- Какие качества вы цените в друге?

Ситуация № 2 (для второй группы.)

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

-Что случилось с Мишей?

-Почему он повел себя так?

-А как бы вы повели себя в такой ситуации?

-Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

-Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

Ситуация № 3

Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити




Ситуация № 4

Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”


Сегодня Клоков дежурный у нас.

Того, кто не мылся, не пустит в класс.

Коля Сизов, его старый друг,

Чтоб друга проверить, не вымыл рук.

Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, –

Не допущу тебя до уроков!

Что ты? Да мы же друзья!

С друзьями ведь так нельзя!

А разве такими руками

Здороваться можно с друзьями?


Прав ли клоков? Почему?


Ситуация № 5


Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят.

Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.

Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали.

Правильно ли они поступили и почему?



Ситуация № 6

Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?


Дети читают стихотворение.
























-Доброту, честность, отзывчивость…..













ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИЙ.


Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания;



























Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

1

мин.

- Ребята, значит, для дружбы нужны правила?

- Попробуйте сформулировать правила дружбы в своей команде, изображая их в рисунке.

-

Рисунки








П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

3-5 мин.

- Ребята, а закончим мы урок игрой все дело в шляпе. Сейчас я включу музыку и потом ее остановлю с на ком остановится музыка, берет шляпу и говорит, что ему понравилось и что запомнилось на уроке и что нужно узнать ещё.


Предлагают.

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение