- Предлагаю послушать следующее стихотворение. (выступление учеников) Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Предлагаю Ильиной: - Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятёрки до одной у У Светловой Нади. Я прошу: - А ты со мной Подружись хоть на день! Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят, - Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг… Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. - Почему же с девочкой никто не хочет дружить? - А какими качествами должен обладать настоящий друг- Какие черты характера друга ты ценишь? - Предлагаю разобрать ситуации и ответить на вопросы. Работаем в группах – вместе обсуждаем. Ситуация № 1 (для первой группы.) Аня была лидером в классе. Ее любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, много читала, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода». - Вопросы для обсуждения: Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями? - Знаете ли вы такие примеры? - Какие качества вы цените в друге? Ситуация № 2 (для второй группы.) Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом. Вопросы для обсуждения: -Что случилось с Мишей? -Почему он повел себя так? -А как бы вы повели себя в такой ситуации? -Были ли в вашей жизни подобные ситуации? -Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой? Ситуация № 3 Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити Ситуация № 4 Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?” Сегодня Клоков дежурный у нас. Того, кто не мылся, не пустит в класс. Коля Сизов, его старый друг, Чтоб друга проверить, не вымыл рук. – Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, – Не допущу тебя до уроков! – Что ты? Да мы же друзья! С друзьями ведь так нельзя! – А разве такими руками Здороваться можно с друзьями? Прав ли клоков? Почему? Ситуация № 5 Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал идущих неподалеку молодых ребят. Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться. Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят, и убежали. Правильно ли они поступили и почему? Ситуация № 6 Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье. - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете? |