Конспект урока по предмету Окружающий социальный мир по программе СИПР 2 вариант 3 кл.
Урок № Тема: Посуда
Тип урока : урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Цель урока: Формирование общих представлений о посуде, ее назначении.
Задачи: Образовательная: выявить и систематизировать знания детей о видах посуды и ее назначении; Коррекционно-развивающие: развивать осязательные навыки обследования посуды; развивать тактильную память и внимание; развивать зрительное внимание и восприятие; упражнять в описании предметов посуды (по вопросам и словесным образцам);
Воспитательные: учить детей выражать свои эмоции (удивление, возмущение, радость); формировать навыки сотрудничества.
Учебные задачи урока: 1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.
Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Регулятивные: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в учебной деятельности.
Познавательные:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе в соответствии с устной инструкцией: договариваться о стратегии решения учебной задачи, выполнять коллективную проверку работы, формулировать с помощью подсказки— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Методы приема: Диалогические, словесно-наглядные, практические, анализ, сравнение, обобщение. Межпредметные связи: Речь и альтернативная коммуникация; человек
Технология: Деятельностного подхода (Л.Г. Петерсон); технология поэтапного формирования умственных действий; здоровьесберегающие.
Планируемый результат: Учащиеся смогут использовать понятие «посуда» в практической деятельности; называть (узнавать) некоторые виды посуды и ее назначение.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование; презентация игры «Загадки и отгадки».
Разрезные картинки, карточки, посуда. Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды. Кукла Федора. Прописи. Нарисованные самовары и чашки к ним. Сюрприз – баранки.
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
- Сейчас мы с вами поиграем. Ребята, я вам буду показывать картинки и читать стихотворение, а вы будьте внимательны, чтобы повторить все движения правильно.
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, птички! Вы проснулись?
С добрым утром друг! Ты проснулся?
С добрым утром, солнце! Мы - проснулись!
Отлично! У нас все получилось!
Ребята выполняют задание, опираясь на картинки, по образцу и по словесной инструкции педагога.
(Указательными пальцами поглаживать глаза, сделать из пальцев «бинокль», посмотреть в него)
Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - «Чебурашка»)
(Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)
Машут руками за спиной)
(Обнимают друг друга)
(Поднять руки вверх, посмотреть на солнце).
2. Постановка темы и формулирование учебно-познавательной задачи.
2.1. Упражнение «Волшебный мешочек».
Давайте еще раз повторим правила.(…) - Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните задание.
-Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это? Как вы догадались?
-Педагог предлагает детям достать из волшебного мешочка предмет и рассказать, для чего нужна та или иная посуда.
-Ребята, давайте еще раз назовем предметы, которые мы достали из волшебного мешочка.
- А как одним словом можно назвать все эти предметы Ребята называют (показывают) предметы. - Ответы детей (посуда)
3. Основной этап
3.1. Первичное усвоение новых знаний.
Дидактическая игра: «Отгадай загадки Федоры». Сюрпризный Появление в классе куклы Федоры. Динамическая пауза.
Учащиеся внимательно смотрят на картинку, и отвечают - Кто на ней изображен? Как называется сказка?
-Ребята, к нам пришла в гости Федора и будет с нами до окончания урока.
- Ребята, наша Федора, пока блуждала по полям и лесам в поисках сбежавшей посуды, забыла её название. Давайте поможем ей отгадать, как же называется используемая в быту посуда.
Внимание. ( неговорящие дети показывают картинку)
1. На кухне ей всегда почет, она и жарит и печет. Не приготовить нам еды без кухонной (сковороды)
2. Для нас она необходима, ведь пищу из нее едим мы. Глубокая и мелкая, зовут ее (тарелкою)
3. Суп нам варит в ней бабуля, на столе стоит (кастрюля)
4. На плите - кастрюль начальник. Толстый, длинноносый (чайник)
Молодцы!
Динамическая пауза «Посуда»
-Ребята, вы такие молодцы, все активные и веселые. Сейчас мы с вами отдохнем, выполним физкультминутку.
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник. (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик»)
Вот фарфоровые чашки, ( Присели, одну руку поставили на пояс) Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают)
Вот серебряные ложки, ( Потянулись, сомкнули руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Нагнулись, вытянулись).
Он посуду нам принёс.
- Ребята, мы с вами замечательно поиграли, отдохнули, для того, чтобы и дальше также активно выполнять задания.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии. «Магазин посуды».
Ребята, чтобы наши руки и пальцы не уставали, для них тоже нужна зарядка. Давайте поиграем.
В магазин с тобой зайдем - Пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем? -Одна ладонь закрывает глаз, вторая — ухо (меняем)
Там тарелки, вилки, блюдца - Одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот) Продаются, продаются. -Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза — кулаками
Что хотим мы здесь купить, - Одна рука - ребро, вторая рука -кулак (и наоборот).
Чтобы маме подарить? - Пальцы шагают по столу (коленям)
Видим сито, самовар. - Одна ладонь закрывает глаз, вторая -ухо (меняем)
Продаются тут и там. - Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками
А ещё бокалы, ложки. - Одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наобор А на полках чашки, плошки. - Пальцы шагают по столу
Мы поспорили, решили - Одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем)
Маме супницу купить, - Два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками
Чтобы утром подарить. - Одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот).
Ребята выполняют по образцу и инструкции педагога движения.
3.2. Первичная проверка понимания. Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник».
- Ребята, Федора заказала волшебному художнику нарисовать её любимую посуду. А художник был рассеянный, и получилась неполная картинка. Давайте закончим рисунок.
Показ картинок.
На слайдах появляются картинки, называет недостающий элемент . Ребята дорисовывают посуде недостающий элемент.
-Молодцы! Все справились с работой.
4.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
- Ребята, Федора задает вам домашнее задание: дома вы раскрасите эти картинки. Надеюсь, вы будете стараться и выполните работу аккуратно.
5.Первичное закрепление . 5.1.Игра "Собери посуду" (работа с разрезными карточками). Индивидуальная работа. Словесный, наглядный,
поисковый(индивидуальная работа).
- Ребята, у каждого на парте лежит набор разрезных картинок. Вам необходимо собрать из них целую картинку. А наша гостья Федора будет смотреть, как вы справляетесь с заданием.
- Как одним словом можно назвать эти предметы?
-Верно. Молодцы, ребята!
5.2.Дидактическая игра «Сервируем стол». (Словесно-наглядный; частично-поисковый.)
- Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку. Давайте покажем Федоре, как мы умеем сервировать стол.
-Кемал , какую посуду ты поставил? , покажи? Тарелку. Кружку(показывает картинку).
- Как одним словом назвать эти предметы? Посуда
Молодцы! У всех ребят получилось!
6.Рефлексия учебной деятельности
Скажите или покажите, что вам понравилось на уроке больше всего?
- Что было особенно трудно?
- Подойдем к нашему стенду с картинками и вспомним, о чем мы сегодня узнали! Ребята, вы очень активно работали и за урок я ставлю :
-Педагог сообщает детям, что Федоре понравились их активная работа на уроке. Но она хочет узнать, понравился ли им урок. Поэтому предлагает расставить волшебные чашечки к самоварам. К красному - кому понравился урок. К синему - тот, кто испытывал трудности или ему было скучно.
Дети - Отвечают на вопросы; вешают смайлики, проговаривают. Ребята подходят к стенду и повторяют изученные предметы посуды.
-Наш урок подходит к завершению, давайте - попрощаемся с Федорой. -Что нужно сказать? Ответы детей.
«До свидания!».