СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по психологии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по психологии для студентов средних профессиональных образовательных учреждений содержит знакомство с понятием  "Восприятие" , значение восприятия, его виды и свойства

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по психологии»

Департамент образования Ивановской области

ОГБПОУ «Кинешемский педагогический колледж»










Методическая разработка урока

по психологии

Тема: «Восприятие»







Составлен

преподавателем психологии

Печниковой О.Л.










2016






Тема. Восприятие.

Цель: сформировать представление о психическом процессе «Восприятие»,

Задачи:

  • дать понятие о восприятии, его видах и особенностях.

  • развивать навыки связной речи, общеучебные навыки,

  • воспитывать интерес к предмету

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация по теме урока

Структура урока:

Организационный момент

Изложение нового материала

Закрепление полученных знаний

Подведение итогов, домашнее задание

Материалы и оборудование: презентация , видеопроектор, интерактивная доска


Ход урока.

1. Организационный момент

2. Изложение нового материла (в процессе изложение темы используется презентация)

Восприятие - это отражение предметов и явлений в целом действующих на наши органы чувств в данный момент и к воздействию которых, присоединяется прошлый практический опыт человека.

Без ощущений невозможно восприятие. Мы ощущаем твердость, мягкость предмета, цвет, вкус. Раздражители действуют на органы чувств комплексно. Но восприятие не сумма ощущений, в восприятии всегда важен и опыт человека, его знание о данном предмете. Восприятие индивидуально.

Восприятие связано с мышлением, воспринимая новые предметы, пытаемся соотнести его с какой то характеристикой.

Связано с речью. Всегда все воспринимаемое обозначаем словом.

Связано с чувствами. Если отрицательное восприятие, то понимаем как отрицательное, не хорошее.

Основную информацию об окружающей действительности мы получаем с помощью восприятия.

Как же происходит процесс восприятия?

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы.

Информация сразу нескольких анализаторов поступает в соответствующие участки коры головного мозга, где и сохраняется образ предметов в целом.



Виды восприятия

Бывают простыми и сложными. Простые восприятия такие как и ощущения и называются в зависимости от того, какой анализатор играет в вос­приятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия. При их действии временные нервные связи замыкаются внутри анализатора.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.

В отличие от ощущений, образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, вос­приятие пространства и восприятие времени

Воспринимая пространство, т.е. удаленность предметов от нас и друг от друга, их форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Зависит от содержания временного пространства. При восприятии времени помимо слуховых и зритель­ных ощущений большую роль играют ощущения двига­тельные и внутренние, органические.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отде­ляющее нас от приближающейся грозы, при помощи ося­зания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета



Еще один вид восприятия – это наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений, тесно связанно с мышлением - сравнением, различением, ана­лизом. В каждом наблюдении есть цель, план, выполнение определенных действий , продумывание вопросов (если это необходимо). Наблюдать - значит не просто смот­реть, а рассматривать, не просто слушать, а вслушивать­ся, прислушиваться, не просто нюхать, а принюхиваться.


Это очень точно отражено в народных пословицах и пого­ворках:

И глядит, да не видит.

Зряч, да не зорок.

У меня на это уши заложены.


При наблюдении человек воспринимает не все, что бросается в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяют­ся при наблюдении в единый процесс умственной дея­тельности. Поэтому наблюдение предполагает большую активность личности и помогает глубже понимать дей­ствительность.

Наблюдательность - это свойство личности, умение наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные осо­бенности предметов, явлений, людей. Она тесно связана с развитием профессиональных интересов человека, так как совершенствуется в процессе систематических занятий из­бранным делом. Наблюдательность прекрасно развита у художников, писателей, поэтов.

Восприятие в психологии рассматривают не только как психический процесс, но и как деятельность. Выделяют несколько задач этой деятельности4 задачи схватывания.(выделение определенного предмета из окружающей обстановки, создание о нем общего впечатления). Необходимо для ориентировки в пространстве и времени. Это восприятие состоит из движения глаз, конечностей, движения головы, обведение контура пальцами. Происходит обследование предмета. Этапы обследования:

  • Целостное восприятие предмета (что это?)

  • Выделение основных черт и определения их свойств, определение частей относительно друг другу (какого цвета или формы предмет?)

  • Выделение более мелких частей предмета

  • Повторное целостное восприятие предмета

Задание для студентов : Попробуйте составить вопросы для обследования предмета





Особенности восприятия.

Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра­ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и дру­гие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприя­тия. Поэтому восприятие зависит от психических особен­ностей личности.

Предметность восприятия. Каждый предмет окружающей действительности имеет свое назначение, каждый предмет имеет свое свойство.

Целостность восприятия. Восприятие составляет целостный образ предмета. Как правило при этом восприятии ведущую роль играет зрительный анализатор. Эта способность не является врожденной. Это подтвердили исследования психологов. У людей, потерявших зрение в младенчестве и которым возвращено зрение в осознанном возрасте с помощью операций, восприятие окружающих предметов было расплывчатым, если и воспринимались, то отдельные предметы. Через несколько недель зрительное восприятие формировалось в целостную картинку . Т.о. восприятие формируется в процессе практики.

( картинка с текстом)

Константность восприятия. Благодаря этой особенности мы воспринимаем окружающее как относительно постоянное по цвету, форме, свойствам, величине и т.д. Многократное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях позволяет говорить нам о постоянстве. Это восприятие приобретается в течении жизни. Человек попадая в незнакомую ситуацию или при смене места нахождения «теряется». Многие люди поднявшись впервые на 15-18 этаж видят находящиеся внизу предметы уменьшенными, хотя со временем все предметы даже на катой высоте будут казаться в обычных размерах.



Осмысленность восприятия. Связано с мышлением и памятью. Воспринимая предмет сравниваем его с тем, что уже видели. Относим к определенной категории предметов, делаем определенный вывод.



Избирательность восприятия. Из огромного числа мно­гообразных воздействий мы с большой отчетливостью и осознанностью выделяем лишь некоторые. То, что нахо­дится в центре внимания человека при восприятии назы­вают объектом (предметом) восприятия. Иначе говоря, что-то для человека в данный мо­мент является основным в восприятии, а что-то второсте­пенным.

Пример с картиной



Иллюзии восприятия. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Такие «обманы» органов чувств назы­вают иллюзиями. Поэтому фокусника, секрет работы ко­торого состоит не только в ловкости рук, но и в умении «обмануть» зрение зрителей, называют иллюзионистом. Зрение поддается иллюзиям больше, чем другие органы чувств. Это нашло отражение и в разговорной речи и в посло­вицах: «не верь глазам своим», «обман зрения».

3. Закрепление полученных знаний. Решение кроссворда

Домашнее задание : учебник Дубровиной И., тема 2, стр. 106-113