План-конспект урока на тему «Предложный падеж имени существительного»
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);
- познакомить с особенностями предложного падежа, его значением, предлогами;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
-способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря
Воспитательные:
-воспитывать любовь к русскому языку
-воспитание коммуникативных качеств;
- воспитание культуры поведения;
Оборудование: конспект, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Мотивационно-ориентировочный этап.
Приветствие.
-Здравствуйте ребята, сегодня урок проведу у вас я, зовут меня Дарина Александровна.
Психологический настрой.
-Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
-Пусть этот урок принесет вам радость общения.
Установление дисциплины.
-Садимся правильно, спины ровные, ноги вместе.
Мотивация к учебной деятельности.
-Давайте прочитаем эпиграф урока. (слайд 2)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
2.Основной этап.
Минутка Чистописания.
- Напишем строчную и заглавную буквы п и П. Сегодня мы повторим, как правильно пишутся эти буквы. Открываем тетради.
- Сейчас я вам загадаю загадки, в отгадках которых спряталась буква п, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки.
Итак:
Росли на грядке зелёные ветки-
А на них – красные детки. (Помидор.)
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста.)
Сама холодная, а людей жжёт. (Крапива.)
Не артист, а голосист;
Не ездок, а шпоры у ног. (Петух.)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
-Мы с вами в тетради записываем отгадки. Один ученик у доски.
- Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно «лишнее». (Слово «сорока», т.к. нет буквы п.)
-К какой части речи относятся слова, записанные на доске? (Имена существительные.)
- Что такое имя существительное? Проверим посмотрев на экран (слайд 3).
Определение темы урока.
- Посмотрите на экран. Что вы заметили?
И. п. кто? что?
Р. п. кому? чему?
Д. п. кого? что?
В. п. кого? чего?
Т. п. кем? чем?
- Давайте наведём порядок. Вы заметили, что какого-то падежа нет. Какого? Слайд 4).
- Какова тема нашего урока? (Слайд 5).
Формулирование цели и задач урока.
- Определите задачи урока.
Задачи:
Узнать…
На какие… (Слайд 6).
Работа по теме урока.
- Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
- Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов? А какой только с предлогами? (В именительном падеже имена существительные всегда употребляются без предлога, а в винительном – и без предлога, и с предлогами.)
Физкультминутка для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Работа по учебнику.
-Выполним сейчас упражнение 101. (Слайд 7)
-Прочитайте текст. Рассмотрите рисунки.
-Почему кот рассердился на кур?
-Что чувствовал кот после победы?
-Определите тему и главную мысль текста.
Р
абота в парах.
-На карточках дополнить предложения.
-Проверим под документ-камерой.
-Молодцы, все справились с заданием.
3.Заключительный этап.
Итог урока. Рефлексия.
-Давайте же вспомним, на какие же вопросы отвечает предложный падеж?
-Какие задачи мы ставили в начале урока? Достигли мы их?
-Выйдите к доске и оцените свою работу на уроке. (Слайд 8)
-Урок окончен. Спасибо за внимание!!