СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Хочу всё знать об имени существительном"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Хочу всё знать об имени существительном"»

Класс

5

Тема

«Хочу всё знать об имени существительном» (урок-рефлексия)

Цель темы

Повторить и обобщить знания обучающихся о существительном.

Задачи

Образовательные

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»;

Развивающие

формирование познавательных УУД:

  • умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие;

  • умение строить логическую цепь рассуждений, развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

формирование регулятивных УУД:

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Воспитательные:

формирование  коммуникативных УУД: 

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей;

  • владение устной и письменной речью.

формирование  личностных УУД: 

  • этическое оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемый результат

Предметные умения обучающихся

Метапредметные

Личностные

Классификация имен существительных на одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; определение грамматического признака имён существительных – число, род, падеж; изменение существительных по числам,родам, падежам.

организовывает своё рабочее место, наблюдает, анализирует, регулирует свою деятельность, оценивает границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища,

корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничество в поиске информации

умеет слушать и вступать в диалог,

устанавливает связь между целью своей деятельности и её мотивом,  

с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Основные понятия

Часть речи, существительное, одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное, морфологические признаки (число, род, падеж, склонение)

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Зонирование (зона самостоятельной работы, зона работы с учителем, зона групповой работы).

Раздаточный материал, листы затруднений, маршрутные листы.

Презентация





ХОД УРОКА.

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.



Добрый день.

Какое у вас настроение? Хорошее настроение это не просто так. Это большой положительный заряд, который помогает вам справиться с неприятностями. Желаю, чтобы ваше хорошее настроение не зависело от погоды.

Слушание

организация своего рабочего места

  1. Выявление готовности обучающихся к уроку.



Итак, с хорошим и радостным настроением мы сегодня совершим прогулку в зимний лес. Зима очень загадочна и волшебна! А как красив зимний лес!

Минутка релаксации. Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками). И идём всё дальше и дальше.

Подул холодный ветер и заморозил слова. Помогите им найти своё место.

«Зашумлённая тема»

«Двадцатьпервоеянварякласснаяработа»

- Перед вами маршрутные листы. Запишите число в маршрутные листы.


















Наблюдают, анализируют.


  1. Мотивация.


Письмо – ужасно сложный жанр,

В сто раз сложнее СМС-

Слова ведь нужно подобрать –

Ну, очень непростой процесс!

Зима. Пурга. Мороз. Снега.

Январь. Метель. Декабрь. Февраль.

Год новый. Праздник. Календарь.

Число. Каникулы. Прогулка.

Друзья с соседних переулков.

Ну, всё – заканчиваю строчки!

Зима. Снега. Мороз… и точка!

- Что объединяет выделенные слова?(это существительные)

- Назовите их. Докажите, что это существительные.

- Что ещё вы знаете об этой части речи?


Работа со стихотворением.









Составление кластера.







  1. Актуализация знаний.



Обдумывание учебной задачи.


  1. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы.































Словарная работа

Совместная работа. Беседа.

- О чём же мы будем говорить?

- Всё ли вы усвоили из этой темы?

- Давайте проверим.

- Какова же цель нашего урока? (повторить всё, что знаем об имени существительном.)

- Для того, чтобы мы достигли цели, какие задачи мы поставим перед собой?(обращение к кластеру)

-Запишите тему урока в маршрутные листы.

- Как вы думаете, какие универсальные учебные действия мы должны сформировать?

- У вас на парте у каждого лежат листы сформированности УУД, и в конце урока отметим, какие же умения сформировались у вас на данном учебном занятии.


Давайте наметим маршрут нашего урока, он у вас обозначен в маршрутных листах. Сегодня мы с вами побываем

*В гостях у склонения

*Будем находить соответствия

*Поиграем в «Да-нетку»

*Поиграем в снежки

* И, наконец, поработаем в группах.





Планирование урока, выработка способов действия и вида контроля.

Совместное целеполагание. Выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).


Должны знать:- что такое имя существительное

- какова роль имён существительных в нашей речи

- морфологические признаки существительного

уметь:

- видеть, слышать и находить имена существительные

- правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи.

Запись в маршрутные листы снег, снежинка, снеговик, Белоснежка, снегирь, снежки.


Формулировка цели, рассуждение,

планирование учебного сотрудничества.




Личностное осознание поставленных целей и задач урока

Самостоятельная работа

с последующей проверкой.


Давайте вспомним алгоритм, с помощью которого мы определяем склонение существительных. (работа в парах) (приложение 1).Сравните с эталоном.(слайд).

- Допишите, что не удалось заполнить.

При помощи алгоритма заполните недостающие графы (приложение 2)Сравните с эталоном. Допишите то, что не удалось заполнить.

- Я увидела, что некоторые допустили ошибки. У вас на партах лежат листы затруднений. Поставьте \/ в соответствующей графе.

- Что мы повторили? (отмечаю красным маркером склонение на кластере)


- Какой следующий пункт нашей прогулки?(«Найди соответствие»).

- Определите падеж существительных. Выделите окончание.

- Объясните, почему вы так распределили ?

- Проверьте по эталону.

- Что мы сейчас повторяли?


Следующее задание будет на умение определять одушевлённые и неодушевлённые существительные.

«Да-нетка». (работа с сигнальными снежинками)

Я называю существительные. Если это существительное одушевлённое – поднимаете красную снежинку, если неодушевлённое – голубую.

Дед Мороз, Снегурочка, снегирь, мороз, метель, каток, варежка.

Кто во время работы допускал ошибки, отметьте это в листах затруднений




Совместная работа. Распределение на группы.

Скажите, вы любите играть в снежки?

- Давайте поиграем?

«Поймай снежок».

Ваши снежки не совсем обычные. Они могут растаять. Давайте быстрее посмотрим, какую же тайну скрывают наши снежки. Раскройте их. Попробуйте разгадать тайну снежка. В чём же тайна? По какому принципу вы можете объединиться?(собственные и нарицательные существительные). Чем отличаются собственные и нарицательные существительные?.Давайте разделимся в группы по этому признаку. Что мы сейчас повторяли?

Если вы правильно определили, поставьте в листе затруднений соответствующую \/.






Учащиеся выбирают собственные и нарицательные существительные. Делятся на группы


11.Работа группах.

Совместная работа

Посмотрите, у вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте задания для работы в группах.

1.«Морфологический ящик». Общее для двух групп( приложение 3)

Выполните задание.

Поменяйтесь с другой группой. Проверьте по эталону. Исправьте ошибки, если они есть.

Зафиксируйте, удалось вам выполнить это задание без ошибок или нет.

Что мы повторяли на данном этапе урока?

2 . (разное для групп)

1 группа составляет синквейн

2 группа составляет хокку

Оформите это задание на ватманах.

(отчёты групп)


-Легко ли вам было работать в группе?

Зафиксируйте это в листах затруднений.




Коллективная работа









Групповая работа.








Умение здавать вопросы, участвовать в диалоге, работать самостоятельно


Умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы.

Умение применять полученные знания в практической деятельности

14. Рефлексия сформированности УУД

Коллективная работа

Итак, какова же была цель нашего урока? Какие УУД мы формировали?

-Сегодня мы сами спланировали наш урок, повторяли, как правильно определять склонение и падеж, как различать неодушевлённые и одушевлённые существительные, собственные и нарицательные существительные, мы работали в группе и в паре(коммуникативные УУД); оценивали себя и своего товарища (регулятивные УУД), выполняли очень интересные задания – хокку и синквейн, поняли, что не можем обходиться без существительных в речи (личностные)


Самооценка.


Ответы на поставленные вопросы. Осознание необходимости пополнения своего словарного запаса, развития речи, стремление к совершенствованию своей речи.


Оценивание своей работы на уроке

Владение монологической и диалогической речью, умение ясно и полно выражать свои мысли

Домашнее задание. (Разноуровневое )


Внимательно изучите свой лист затруднений.

Те, кто допустил ошибку в определении склонения, берёт себе зелёную карточку.


Те, кто допустил ошибку в определении падежа, берёт себе жёлтую карточку.


Те, кто допустил ошибку в определении собственных и нарицательных существительных, одушевлённых и неодушевлённых существительных, берёт себе синюю карточку.


А те, кто справился без ошибок , у того творческое задание и он берёт себе красную карточку.

Самостоятельный выбор домашнего задания


15. Итог урока.

Эмоциональная рефлексия.

Контроль.


(релакс)Итак,наш урок подошёл к концу. По этой же тропинке мы возвращаемся уставшие, но довольные своей работой. Вздохнём полной грудью морозный воздух и поблагодарим друг друга за проделанную работу. (музыкальный фон)

Оценивание своей работы на уроке

Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений