СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Тайна имени"(проект), 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Тайна имени"(проект), 3 класс»

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

- Ребята, я буду читать стихотворение, а вы, услышав своё имя, присаживаетесь на своё место.

В нашем классе есть МАТВЕЙ,

ДАНЯ, САША и САВЕЛИЙ,

Есть УЛЬЯНА и две ДАШИ,

Хороши ребята наши.

А ещё есть МИРОСЛАВА –

Имя чудное – не правда ль?

Есть АРТЁМ, РАХМАТ, три ВИКИ.

Счёт закончить не спеши-ка!

Вот ИЛЬЯ, ДИАНА, ЛИЗА,

Две ВАЛЕРИИ здесь близко

И две НАСТЕНЬКИ сидят.

Друг на друга не глядят.

Велика наша семья

20 очень дружных (Я! ) – произносим хором

  1. Актуализация знаний

- Ребята, я предлагаю вам внимательно послушать музыкальное попурри.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы детей)

- Верно. Сегодняшний урок русского языка мы посвятим вашим именам

3. Работа по теме урока

- Как вы думаете, ребята, а что такое имя? (Ответы детей)

- Запомните свои предположения.

- А теперь обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова

СЛАЙД

Имя – личное название человека, даваемое при рождении (по словарю С.И. ОЖЕГОВА).

ИМЯ – это слово, которым зовут, означают особь, личность (по словарю В. И. Даля)

Слово «ИМЯ» по-гречески – «онома», поэтому во всём мире наука об именах называется ОНОМАСТИКА.

- Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении. Нет такого слова, которое мы на протяжении всей жизни слышим чаще, чем своё имя. Имя – наше второе «я» - сопровождает нас в кругу семьи, друзей, сотрудников. В каждом имени есть своя особенность и тайна.

- А что такое тайна? (нечто скрываемое от других, известное не всем) Подберите синонимы к этому слову (на доске: секрет, загадка, таинство).

- Ребята, как бы вы назвали тему нашего урока?

- Действительно, тема нашего урока «Тайна имени» и сегодня на уроке нам предстоит провести серьёзную работу, которая позволит нам узнать много нового о своём имени и имени своих одноклассников. Нам предстоит выполнить проект «ТАЙНА ИМЕНИ»

- Ребята, как вы думаете, что станет объектом нашего исследования? (Ответы)

СЛАЙД – Объект исследования – имена детей 3б класса

- Давайте определим цель нашего исследования? Что нам необходимо выяснить?

СЛАЙД – Цель исследования: узнать, что означают наши имена, как они влияют на характер человека.

- Я предлагаю вам все наши сведения и исследования представить в виде книги «Тайны имён нашего класса». Сейчас она пока пуста.

- Итак, ребята, приступим!

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, как появились имена и какими они были?

- Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться по имени. В древние времена на Руси имена людей были очень похожи на прозвища, которые давались соседям, друзьям, родственникам. Прозвища эти были разнообразными и необычными.

СЛАЙД необычных имён.

- Чуть позже имена детям стали давать священники в церквях в честь святых. Все имена святых были внесены в специальную книгу, которая называлась – СВЯТЦЫ.

- Итак, ребята, прежде, чем перейти к нашей серьёзной работе, давайте немножко отдохнём?

Но чтоб за дело браться надо сил набраться

  1. ФИЗМИНУТКА (на мотив песни «Нам не страшен серый волк»)

Если в имени твоём

Буква А (В, Д) первая,

Сядь на место улыбнись всем нам назовись

- Меня зовут………….. (Должны сесть 13 чел)

Остальные имена делай так: раз, два, раз, два (учитель показывает движения)

5. Работа с учебником

- Итак, выясним происхождение наших имён. Давайте обратимся к учебнику на с. 18-19 и посмотрим какие группы имён по происхождению там даны. (Дети читают по очереди, учитель вывешивает группы имён на доску и дополняет другими)

- А теперь давайте узнаем, какие по происхождению наши имена?

- У вас на столах лежат распечатанные листы из «Словаря имён». Ваша задача: на карточку выписать, какое происхождение имеет ваше имя и что оно означает.

- Итак, я буду называть группы по происхождения, а вы будете поднимать руку. Вот и посмотрим, каких имён у нас в классе больше. Поднимите руку те, у кого СЛАВЯНСКИЕ ИМЕНА (Мирослава); ГРЕЧЕСКИЕ (Анастасия, Артём, Александр)); ЛАТИНСКИЕ (Виктория, Валерия, Диана, Ульяна); ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЕ (Елизавета, Даниил, Матвей, Илья, Савелий);

ПЕРСИДСКИЕ (Дарья); АРАБСКИЕ (Рахмат).

- Ребята, каких имён в нашем классе по происхождению больше? (ЕВРЕЙСКИХ).

- Ребята, посмотрите какие разнообразные имена в нашем классе, а сколько в них заключено тайны?

- Вспомните, когда мы с вами изучали имена существительные собственные и нарицательные вы выполняли задание. Какое? (Найти информацию о своём имени по плану:

1. Астрология имени

2. Черты характера

3. Увлечения.

- Сейчас мы с вами разделимся на группы в соответствии с происхождением вашего имени и оформим нашу книгу. (Распределяемся по группам).

- Я уже оформила свою страничку. Посмотрите. Подключите свою фантазию в оформлении ваших страничек. Не забывайте помогать друг другу.

6. Самостоятельная работа в группах

ОФОРМЛЕНИЕ СТРАНИЧЕК КНИГИ. (15)

- А сейчас пришла пора раскрыть тайны наших имён. Наши гости могут задавать нам вопросы. О своём имени расскажут нам носители …. имён.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

- Вот такие разные у нас имена и характеры. Перед каждым из вас лежат разные цветочки. Говорят: «У любимого дитятки двести имён»

- Вспомните и запишите на лепесточках, как зовут вас ваши родные и друзья. Не забываем о том, с какой буквы мы их будем писать. Кто записал, наклейте ваши цветочки на ваши оформленные листы.

-Вот какая у нас получилась цветочная поляна имён. Здесь нет ни одного похожего цветка, все они чем-то отличаются друг от друга. И теперь мы знаем, что к каждому человеку нужно относится с уважением и всегда ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ вы напишите только с ….. буквы.

СТИХОТВОРЕНИЕ

Дорожите именем своим

Имена даются не случайно…

В них простая маленькая тайна.

Дорожите именем своим!

Ах, как много ласковых имён

У мальчишек в школе и девчонок!

Вечером и утречком спросонок.

Слушайте их звучный перезвон:

Света, Миша, Сашенька, Максим…

Сколько знает каждый, сосчитайте!

Никого, друзья, не обижайте…

Дорожите именем свои! (В это время учитель собирает книгу «Тайны наших имён»

- Какие бы имена мы не носили, чтобы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведённое нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

СЛАЙД (ВИКА)

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет своё имя



Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

7. Итог урока

- Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени – часть личности, даётся оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

-Ребята, а сейчас наступил самый долгожданный и волнительный момент нашего урока. Мы собираем книгу. (Под музыку)



«Не имя красит человека, а человек имя» (Книга закрывается)