Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | -Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду у вас вести урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должно лежать учебник, тетрадь и пенал. Если всё готово, то присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. | Личностные: положительный настрой на урок. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение. |
-
Актуализация знаний и целеполагание Задача: актуализация ранее изученного материала, способов действий, необходимых на этом уроке | - Открываем тетради, отступаем с прошлой записи две строчки вниз, записываем сегодняшнее число и классная работа. Минутка чистописания: - Чтобы в наших тетрадях был порядок, я предлагаю наш урок начать с минутки чистописания. На слайде представлен текст. Ваша задача списать эти предложения, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть главные члены предложения. Одна девоч…ка ушла (из)дома (в)лес. (В) л…су она заблудилась и стала искать д…рогу д…мой. Л…сная тр…пинка (при)вела её (к) избушке. - Давайте проверим. Все ли правильно сделали? - Ребята, скажите, что за предложения нам представлены? Как можно назвать по-другому? - Скажите, что такое текст? -А что такое главная мысль текста? - Что может быть у текста? - Правильно! - Какие части можно выделить в тексте? - Какие бывают тексты? - Верно! Скажите, что представляет собой текст «описание»? - Какой вопрос можно задать к этому тексту? - Что представляет собой текст повествование? - Какой вопрос можно задать к этому тексту? - И последний тип текста рассуждение. - Какой вопрос можно задать к этому тексту? - Совершенно верно! - Мы с вами повторили все о текстах. Теперь вернемся к тексту, который записали у себя в тетрадях. - Докажите, что это текст. - Озаглавьте этот текст. - Определите тип данного текста. Докажите. - Молодцы! - Кто-нибудь уже догадался, чем будем заниматься сегодня на уроке? - Именно так! Мы обобщим знания по теме «Текст». | - Открывают тетради, записывают число и классная работа. - Списывают предложения, подчеркивают главные и второстепенные члены предложения. Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой. Лесная тропинка привела ее к избушке. - Проверяют. Называют главные члены предложения. - Это текст. - Текст – это то, о ком или о чем говорится в тексте. - Главная мысль текста – это то, что хотел сказать автор. - Заголовок (заглавие) – это название текста. - Начало текста (вступление) Основная часть Концовка. - Тексты: Повествование Описание Рассуждение - Описание - это текст, в котором происходит описание кого-то или чего-то. (Какой?). - это текст, в котором идёт рассказ о чём-то, ком-то, о каких-то событиях. - «Что произошло?» - Рассуждение – это текст, который объясняет причину какого-то явления или события. - «Почему?» - Предложения связаны по смыслу. - Лесная тропинка. - Повествование. - Мы будем повторять тему «Текст» | Коммуникативные: умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено. Личностные: формировать положительное отношение к уроку; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. Предметные: знание типов текстов; умение озаглавливать, определять основную мысль текста, обобщение знаний о частях речи. |
-
Обобщение причин затруднения во внешней речи -
Задача: проговорить и закрепить алгоритм действия (правила) | - Откроем учебник на стр. 116. Упражнение 194. - Прочитаем задание. - Так, прочитаем первый текст. Разберем сначала устно. - Совершенно верно! - Следующий текст. - Докажите. - Правильно! И последний текст. - Умнички! Справились. Теперь один на выбор текст записываем к себе в тетрадь. - Давайте повторим, какие правила оформления текста надо использовать? - Совершенно верно! А главное нужно оформлять работу аккуратным подчерком. | - Открывают учебник на странице 116, упр. 194. - Один ученик читает задание. Прочитайте, объясните, какой из текстов является повествованием, описанием, рассуждением. Спишите любой текст. - Читают первый текст. Определяют тип текста. Это описание. Так как идет описание синицы. - Читают второй текст. Разбирают. Определяют тип текста. - Это текст – повествование. В тексте идет событие синички. - Текст – рассуждение. Так как идет рассуждение, почему синица получила такое название. - Записывают один из текстов в тетрадь. - Озвучивают правила оформления текста: Записывать текст с красной строки. Предложения текста с заглавной буквы. Не забывать знаки препинания в конце предложений текста. | Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: самооценка деятельности. Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение адекватно оценивать границы своего знания и незнания. Предметные: знание типов текстов; умение озаглавливать, определять основную мысль текста, обобщение знаний о частях речи. |
Самостоятельная работа Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы по алгоритму | - Теперь я вам раздам листочки. Ваша задача списать текст, найти и исправить ошибки. Озаглавить, определить тип текста. В лесу жывёт шустрый зайка пус. У него большые ушы и пушыстый хвост. В норке спят его чюдесные малышы. Пус спешыт накормить зайчят свежыми овощями. Вот хрустящяя копуста. А вот сладкая марковка. Детёнышы сыты. 2 задание. Составь текст. Определи тип текста. Расскажи о себе по вопросам. Напиши ответы: - Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - В каком классе ты учишься? - Есть ли у тебя братья и сёстры? - Давайте проверим. У всех ли так получилось? - У кого возникли трудности, давайте разберем. | Самостоятельная работа. - Выполняют задание. Списывают, исправляют ошибки, определяют тип текста, озаглавливают. Текст – описание. Заяц В лесу живет шустрый зайка Пус. У него большие уши и пушистый хвост. В норке спят его чудесные малыши. Пус спешит накормить зайчат свежими овощами. Вот хрустящая капуста. А вот сладкая морковка. Детеныши сыты. - Составляют тексты по опорным вопросам. - Проверяют, исправляют ошибки. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка деятельности Предметные: знание типов текстов; умение озаглавливать, определять основную мысль текста, обобщение знаний о частях речи. |
Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | -Подведём итог урока! - Ребята, какую тему урока мы сегодня повторили? - Что конкретно мы повторили? - Совершенно верно! - Оцените свою деятельность. - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания! | - Подводят итоги урока. - Тема урока: «Текст». - Типы текста, правила оформления текста, составляли тексты. - Оценивают свою деятельность. | Регулятивные: способность к волевому усилию, коррекция и оценка знаний. Коммуникативные: продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умение слушать, умение достаточно четко выражать свои мысли. |