СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе на тему "Делу-время, потехе - час".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе на тему "Делу-время, потехе - час". В конспекте имеется задание для проекта по теме, котороый может быть выполнен как в классе в виде групповой работы, так и использован в качестве домашнего задания. Кроме того в конспекте есть дополнительный материал в виде картинка-раскраски по теме. К этому конспекту есть презентация, размещённая на этой странице сайта.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Русскому (родному) языку во 2-ом классе на тему "Делу-время, потехе - час".»

План-конспект урока по русскому родному языку

2 класс

Тема: «Делу время – потехе час».

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- О чём мы с вами говорили на прошлом уроке по русскому родному языку? (О санках и других предметах для зимних детских забав).

- Как появилось в русском языке слово «санки»? (В старину змея называлась «сань». И людям показалось, что след, который оставляют санки очень похож на след, который оставляет змея. Отсюда и пошло «сань» - «санки»)

- Как называется деталь санок, которая соприкасается со снегом и оставляет след? (Полозья),

- От какого слова произошло слово «полозья»? ( От слова « ползать»).

- Из какого материала делали старинные санки? (Из дерева).

- Как назывался мастер, который мог изготовить санки из дерева? (Плотник).

- Как называется рабочий стол плотника? (Верстак).

- Какие ещё предметы для катания по снегу и с горок вы знаете? (Салазки, ледянки, скамейки, рулетки, лодейки, катульки).



- Первым заданием проекта на тему «Любишь кататься, люби и саночки -возить» было: разъяснить смысл этой пословицы. Кто хочет поделиться своим мнением о том, в каких случаях употребляется эта пословица? (Скатиться с горки на санках – это приятно, это удовольствие! А вот тянуть санки обратно в гору это трудно и не очень приятно! Приходиться потрудиться. Значит смысл этой пословицы в том, что прежде чем получить что-то приятное, получить удовольствие, нужно потрудиться),

- Давайте рассмотрим несколько ситуаций из жизни, когда можно использовать эту пословицу. Я начинаю, а вы продолжите.

- Приятно получать пятёрки на уроках, но для этого нужно (выучить уроки)

- Я съел вкусную еду, но теперь нужно …(помыть посуду)

- Приятно съесть сладкую клубничку с грядки, но для этого нужно (посадить и вырастить кустик клубнички).



- Чтобы выполнить второе и третье задания проекта, вам нужно было подобрать из разных источников загадки и пословицы о санках.

- Кто желает поделиться найденными загадками и пословицами? Где ты брал(а) материал, чтобы выполнить это задание?

(Опрос по второму заданию проекта).



- Для выполнения четвёртого задания проекта, вам нужно было раскрасить предложенные картинки раскраски, либо самим нарисовать картинку на тему «Кататься на санках – это весело!». Поднимите в вверх ваши рисунки и покажите друг другу. Какая красота получилась!



II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ УРОКА.

(Слайд № 1)

- Сегодня мы продолжим разговор о том, чем занимались дети в старину и какие развлечения наших предков дошли до наших дней.

- Прочитайте название нового параграфа, с которым мы сегодня будем работать. (Делу- время, потехе – час).

- Как вы понимаете слово «потеха»? (Развлечение, игра, забава).

- Запишите себе в тетрадь: «Потеха – развлечение, игра, забава).

- Эта пословица, как и все другие является народной мудростью. Она учит нас, что главному делу, труду, работе мы должны отдавать много времени, а развлечениям и забавам всего лишь один час в день.



( Слайд № 2)

- Разгадайте ребус и узнайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. Напоминаю вам правила разгадывания ребусов:

1. Угадать название предмета изображённого на картинке.

2. Запятые в ребусе, если они в обычном положении, значит буквы из названия предмета остаются, сколько запятых, столько и букв берётся из слова. Если запятые расположены вверх ногами, значит буквы наоборот, убираются из слова. Если запятые расположены впереди картинки, то буквы убираются или оставляются вначале слова, если позади картинки, то в конце слова.

3. Если буква зачёркнута перед картинкой, то берётся всё слово, кроме первой буквы, Если буква зачёркнута после картинки, то берётся всё слово, кроме последней буквы.

Есть и другие правила для правильного решения ребусов, но о них мы будем узнавать постепенно.

- И + ( к букве И прибавляем нужные буквы из названия следующего предмета)

- ГРУША (предмет называется груша, бука А зачёркнута, значит берём только часть –ГРУШ)

- очКИ (предмет называется очки, но впереди две перевёрнутые запятые, значит первые две буквы убираем, оставляем только последние две буквы – КИ).

- Что получилось? (Игрушки).



III. БЕСЕДА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ.

(Слайд №3 - №7)

- В старину игрушки делали из глины, дерева, бересты, лоскутков и соломы. А сейчас какие материалы используются для изготовления игрушек? (Резина, пластмасса, пластик, дерево).



(Слайд № 8)

- Запишите в тетрадь:

из дерева – деревянные

из соломы – соломенные

из глины – глиняные

из бересты – берестянные

из резины – резиновые

из пластика – пластиковые

из лоскутков – матерчатые

- Давайте посмотрим и узнаем названия игрушек, с которыми любили играть дети наших предков.









(Слайд № 9)

- Это кукла. Где- то её называли «дергунчик», потому что, чтобы кукла двигалась, нужно было дёргать за верёвочки. А где-то эту куклу называли «плясун», потому что она может двигать руками и ногами, как будто пляшет.



(Слайд № 10)

- Это тоже кукла. Зовут её «Ванька – встань-ка», потому что если наклонить в любую сторону эту куклу и затем отпустить, она всё равно встанет, займёт правильное вертикальное положение. А где-то эту куклу называли «неваляшкой», потому что её невозможно свалить набок.



(Слайд № 11)

- Эту игрушку - где – то называют «вертушка». Как вы думаете, почему?

(Потому что она вертится).

- А где-то она получила название «ветерок». Как вы думаете, почему её могли дать такое название? (Потому что она начинает крутиться от дуновения ветерка)



Работа с учебником

- Откройте стр. 46-47 вашего учебника и ещё раз подберите по два названия к игрушкам изображённым на картинках.

- Прочитайте сообщение на стр. 47 о том, как игрушки получали свои названия.

(Читаем).



(Слайд №12)

- А это уже настольная игра, в которую любили играть дети в старину. Эта игра называется «Бирюльки». Давайте прочтём о ней в учебнике на стр. 50-51

(Читаем)

- От названия этой игры в русский язык пришло выражение «играть в бирюльки», то есть заниматься пустяками, ненужными делами.



(Слайд №13)

- Никак нельзя, среди прочих потех и забав обойти очень интересную старинную игру «Кубарь». В этой игре могли принимать участие лишь очень смекалистые, сноровистые и натренированные участники. Прочитаем о ней на стр. 43-44

(Читаем)

- А от этой игры нам досталось выражение «катиться кубарем», то есть кувырком.



(Слайд № 14)

- Ну а эта игрушка известна всем и в наше время! Кто знает как она называется? (Юла)

- А кто знает её второе название? (Волчок)

- Как вы думаете, почему юлу называют волчком? (Ответы детей)

- По этому поводу есть разные мнения учёных филологов. Одни считают, что юлу называют волчком, потому что в движении она начинает издавать воющий звук, как маленький волк. Другие уверены, что название произошло от того, что маленькие волчата и щенки очень любят ловить свой собственный хвост, а для этого им приходиться кружиться на одном месте, прямо как юла. Отсюда, «юла-волчок», «волчок – юла»!



- От названия этой игрушки пришло к нам слово «юлить». Это слово обозначает самые разные действия предметов: вертеться, суетиться, хитрить, изворачиваться, угодничать.

- Давайте выполним упр. 12 на стр. 50 и убедимся, как много действий может обозначать слово «юлить».

(Выполняем).



Работа с учебником

- Но сколько действий может выполнять может сама юла-игрушка! Прочитаем об этом в стихотворении «Жучка и юла» на стр.42

(Читаем по четверостишиям и называем действия юлы: юлила (в смысле кружилась), жужжала, спала, проходиться по комнате).



IV. РЕФЛЕКСИЯ

- О чем мы говорили сегодня на уроке? ( О старинных игрушках, играх и забавах).

- Из каких материалов делали игрушки в древности? ( Из глины, дерева, соломы, бересты, лоскутков ткани).

- Из каких материалов делают игрушки в наше время? (Из пластика, пластмассы, резины и др.)

- Почему в разных местах игрушки могут называться по-разному? (Потому, что в разных местах люди обращали внимание на разные характеристики игрушки: где-то на цвет, где-то на форму, где-то на действие, которое выполняет игрушка во время движения. Отсюда и разные названия).

- Какое выражение, произошедшее от названия игры, можно использовать, когда человек занимается ненужным, бесполезным делом? (Играть в бирюльки).

- Продолжите предложение: «Саша летела стрелой, а Никита … (катился кубарем).



V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- читать стр. 41-53;

- стр. 52, упр.13 (составить из слов скороговорку, записать в тетрадь и научиться произносить, сначала медленно, а потом всё быстрее).

- стр. 53. упр. 17 ( дано слово «Пятнашки», выписать из данных слов, только те слова, которые можно составить из букв этого слова).

- выполнить проект на тему «Делу – время, потехе – час».



















Задания для проекта

«Делу-время, потехе-час».

1. Из упражнения 15 на стр. 52, выбери название одной из игр. Найди в Интернете, в книгах и в других источниках следующую информацию об этой игре:

- Почему игра так называется?

- Какие предметы нужны для проведения этой игры?

- Каковы правила этой игры.

Опиши это все в проекте

2. Из упражнения 14 на стр. 52, перечерти таблицу в свой проект и выполни задание к этому упражнению.

3. Раскрась одну или несколько раскрасок (акварельными красками) или нарисуй свой рисунок на тему "Игры моих дедушек и бабушек».

4. В тетради выполнить стр. 52, упр.13 (составить из слов скороговорку, записать в тетрадь и научиться произносить, сначала медленно, а потом всё быстрее).

- стр. 53. упр. 17 ( дано слово «Пятнашки», выписать из данных слов, только те слова, которые можно составить из букв этого слова).

Примечание: проект должен быть выполнен на альбомных листах (формат А-4), иметь обложку, нельзя использовать печатный текст, рисунки выполняются цветными карандашами или красками.