План- конспект
По литературному чтению
Класс 3
Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка”; на примере произведения воспитывать доброе отношение к животным, чувство ответственности за них.
Задачи урока через предметные результаты:
Предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения.
Метапредметные:
-Регулятивные УУД: умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;
-Познавательные УУД: учить работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
-Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; работать в паре.
-Личностные УУД: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие.
Методы обучения: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Средства обучения: учебник « Литературное чтение» 3 класс, портрет писателя, карточки.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк звонок (дети)
Вас ждет интересный и полезный урок (учитель)
- Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Случилась она с самым сильным зверем львом и самым слабым. Однажды лев, Царь –зверей, смотрел телепередачу «В мире животных». А там как раз показывают как, сильные звери обижают слабых. И вот, что вышло с этого. Посмотрим (отрывок мультфильма)
- В чем главный смысл увиденного? ( нужно помогать слабым, защищать их)
II. Мотивация к учебной деятельности
-Как вы, думаете, о чем будем говорить на уроке?
-Ребята, у кого из вас есть дома домашние животные? Как вы заботитесь за ними? (ответы детей)
- А всегда ли домашние животные любимы человеком? ( много еще бездомных, беззащитных)
- Как вы, думаете, нужно об этом говорить? (да)
. - Антуан де Сент-Экзюпери известный французский поэт сказал, что человек должен помнить «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Эти слова будут девизом на нашем уроке.
III. Актуализация знаний
Сегодня мы прочитаем с вами произведение о нелегкой судьбе двух животных.
-Автор были ( показываю портрет, картинки с изображением льва и собачки) Л.Н. Толстой (кто знает, называют автора) «Лев и собачка».
- Сформулируйте тему и цели урока
Прослушивание были (учащиеся следят по учебнику)
- Понравилась быль? Так о чем эта быль? (о любви и привязанности животных друг другу) Что почувствовали, слушая эту историю? (печаль, грусть, тревогу)
- Проведем тестирование: как вы запомнили содержание текста
Тестирование по рассказу ( самооценка)
фИЗМИНУТКА
IV.Реализация проекта
- К сожалению, проблема бездомных, беззащитных животных еще существует в обществе. Животные относятся к друг другу лучше, чем люди. Вот это мы должны доказать на примере произведения. Подтверждайте словами текста.
Выборочное чтение
-Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Как поступил этот человек?
- В чем выражалась жестокость людей по отношению к животным? (кошки. собаки и деньги уравнивались, если нет денег, то животных отвали на съедение диким зверям)
- Как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее ?
- Как повела себя собачка вечером?(она доверяет ему, знала, что он ее не обидит)
-В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (оставлял еду, играл с ней ,заботился как старший друг)
- Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу.
Вывод: Ребята, как вы думаете, автор, противопоставляя образ льва и собачки, возможно хотел показать отношения людей: сильных, как лев, но слабых, как собачка?
Работа в парах (карточки выложить « цепочкой»
- Как менялось поведение собачки ? – Как менялось поведение льва?
- Какое последнее слово в вашей «цепочке»? А в вашей? подружились
- Что это за слово? Важно, ли иметь друзей? Словами песни, кто скажет, споет?
Рефлексия учебной деятельности
- Любое литературное произведение учит читателя чему-то. Чему учит Л. Н. Толстой своею былью? ( милосердию, любви, сочувствию к животному)
-Осуждает тех, кто обижает их страдать.
- Какие общечеловеческие качества мы видим во льве ? (карточки: милосердие, сочувствие, сострадание, жалость)
- Давайте мы прикрепим их на его большое сердце: макет сердца)
-Это, значит, и я, и вы стали добрее, ласковее, бережливее, к тем, кого приручили
- Если после нашего урока в вашем сердечке поселились доброта, понимание, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным возьмите эти сердечки и приложите к большому сердцу льва.
-Спасибо, что Вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл произведения. Доставили много радости, так как хорошо работали.
Домашнее задание: пересказ понравившегося отрывка текста; * написать сказку с счастливым концом.
Звучит песня о животных
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Урок литературного чтения:
Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Подготовила:
учитель начальных классов
Чернышева Надежда Алексеевна
Торез
2019 г.