1.Мотивация учебной деятельности | Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный метод Прием «Беседа» | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. -На доске представлена пословица: «Знания собираются по капле». Как вы понимаете эту пословицу? Каждый день человек узнаёт что-то новое, и его знания по капельке собираются в огромное море знаний. Ребята, а море к чему у нас относится? (к природе). Как нужно заботиться о воде на нашей планете? Что вы делаете для сбережения воды? Пополним наши знания ещё одной каплей? Предлагаю сделать эту пословицу девизом нашего урока. | Приветствуют учителя. Объясняют значение пословицы | Ф | Пословица на доске | Контроль учителя | Строить устное монологическое высказывание | К: слушать и понимать речь учителя и других обучающихся | Широкая мотивационная основа учебной деятельности Бережное отношение к природе |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым индивидуального затруднения в пробном действии | Практический метод Приём «Да – нет» Словесный метод Приём «Беседа» | -Начнём пополнять на знания. Для этого выполните на рабочих листах задание №1. Вам нужно определить, какие утверждения верные, а какие ложные. Если утверждение верно, то в соседней колонке поставьте знак «+», а если ложное – «-». В слове сем…я пишется разделительный мягкий знак. | | В слове в…езд пишется разделительный твёрдый знак. | | В слове руж…ё пишется разделительный твёрдый знак. | | В слове под…ём пишется разделительный мягкий знак. | | -Проверим. В первом утверждении что будет «+» или «-»? Во втором утверждении что будет «+» или «-»? В третьем утверждении что будет «+» или «-»? В четвертом утверждении что будет «+» или «-»? У нас разошлись мнения, значит у нас возникло затруднение. | Определят, какие утверждения верные, а какие ложные Рассуждают, отвечают на вопрос | И Ф | Рабочий лист Рабочий лист | Самоконтроль Контроль учителя | Находить место орфограммы в слове; применять изученные правила правописания Определять затруднение в учебной деятельности | П: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно Р: устанавливать причины неудач в учебной деятельности | Познавательные интересы, активность, любознательность в познании Познавательные интересы, любознательность в познании |
3.Выявление места и причины затруднения | Организовать анализ возникшей ситуации на основе места и причины затруднения | Словесный метод Приём «Беседа» | Какое затруднение у вас возникло? Почему оно у вас возникло? Значит, что мы будем делать на уроке? | Рассуждают, отвечают на вопрос | Ф | | Контроль учителя | Определять затруднение в учебной деятельности | Р: устанавливать причины неудач в учебной деятельности | Познавательные интересы, любознательность в познании |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Способствовать постановке цели учебной деятельности | Словесный метод Приём «Беседа» Практический метод Приём «Деформированный план» | -Какая будет цель урока? -Предположите, какая будет тема урока «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком» -А чтобы достичь поставленной цели что нам необходимо? (план). -В парах, на рабочих листах выполните задание №2, вам нужно определить правильный порядок пунктов плана и возле каждого из пунктов напишите число, которое соответствует порядку плана. Одна пара выйдет и выстроит последовательность плана на доске, другая пара сделает тоже самое на смарт – доске, а остальные сделаю тоже самое на своих столах. Узнать, как определить написание разделительного твёрдого знака Сделать вывод Применить полученные знания -Также на рабочих листах у вас есть задание №3 – это листы самооценки. По ходу урока вы будете оценивать в них свою деятельность. | Выборочно проговаривают свою цель Определяют правильный порядок плана в парах. | Ф П | Презентация Карточки с планом Смарт-доска | Контроль учителя Взаимоконтроль | Формулировать цель урока Читать вслух и про себя (с пониманием) | П: с помощью учителя формулировать цель урока Р: планировать действия по решению учебной задачи | Познавательные интересы, любознательность в познании Активность в познании |
5.Реализация построенного проекта | Способствовать освоению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике | Практический метод Приём «Совместное составление» Практический метод Приём «Комментированное списывание» Словесный метод Приём «Беседа» | -Какой первый пункт плана? Чтобы узнать, как определить написание разделительного твёрдого знака, я вам предлагаю разобрать слово «под..езд», постепенно, шаг за шагом в тетрадях. Откройте тетради, напишите дату, классная работа. Запишите с красной строки слово «под..езд». Шаг 1: определить корень слова, выделить его Какой корень в слове «под..езд»? Кто выделит корень слова «под..езд» на смарт-доске? Остальные выделите его у себя в тетрадях. Шаг 2: определить имеет ли слово приставку, выделить её Имеет ли слово «под..езд» приставку? Какую? Кто выделит приставку в слове «под..езд» на смарт-доске? Остальные выделяют у себя в тетрадях. Шаг 3: подчеркнуть букву, на которую оканчивается приставка На какую букву оканчивается приставка? Это какая буква: гласная или согласная? Кто подчеркнёт её на смарт-доске? Остальные подчеркните у себя в тетрадях. Шаг 4: подчеркнуть букву, с которой начинается корень С какой буквы начинается корень? Это какая буква: гласная или согласная? Кто подчеркнёт её на смарт-доске? Остальные подчеркивают у себя в тетрадях. Шаг 5: если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с букв е, ё, ю, я, то в этом слове пишется разделительный твёрдый знак Приставка оканчивается на согласный? А корень начинается с букв е, ё, ю, я? Значит какую букву мы запишем? (Ъ). Подъезд – ОБРАЗЕЦ В СМАРТЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ -Используя данный алгоритм действий, который представлен на слайде, разберите в парах в тетрадях такие слова, как «с..ёжился», «пред..юбилейный», «об..явление». -Проверим. Ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму первое слово на интерактивной доске, ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму второе слово на интерактивной доске, а ваша пара сделает тоже самое с третьим словом. Итак, после каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами корня он пишется? -ПОПОЛНИЛИ МЫ С ВАМИ НАШИ ЗНАНИЯ? ЗНАЧИТ КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА? -Какой вывод мы можем сделать? Давайте теперь составим правило, как определить написание разделительного твёрдого знака. У вас на столах лежат карточки, ваша задача вставить пропущенные слова, после чего должно получится правило определения разделительного твёрдого знака. (Разделительный твёрдый знак пишется на стыке приставки и корня, если корень начинается с букв е, ё, ю, я, а приставка оканчивается на твёрдый согласный). Проверим по слайду, что у вас получилось. Значит, как определить написание разделительного твёрдого знака? Какую функцию он выполняет значит в словах? (разделяет согласный и гласный). -КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА? | Рассуждают и отвечают на вопросы, определяют случаи написания разделительного твёрдого знака В парах определяют написание разделительного твёрдого знака, используя алгоритм Рассуждают, формулируют выводы | Ф П Ф | Тетрадь, смарт Тетрадь Карточки с заданием, презентация | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | Находить в словах корень, приставку Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв "е", "е", "ю", "я", в словах с разделительным "ъ" Находить в словах корень, приставку Формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы Определять функцию разделительного твердого знака в словах | К: воспринимать и формулировать суждения К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании Познавательный интерес к изучению русского языка Познавательные интересы, активность в познании |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организовать усвоение новых знаний | Практический метод Приём «Комментированное чтение» Практический метод Приём «Выборочное списывание» | -Откройте свои учебнике на cтр. 135. Как обращаемся с учебником? (бережно). Почему обращаемся с учебниками бережно? -Выполним задание № 265. Прочтите стихотворение про себя. Кто прочитает его теперь выразительно вслух? Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа). -Что означает выделенное слово? (Объегорить - значит кого-то обмануть, обхитрить. Присмотритесь к слову и скажите, как же тогда звали самого хитрого человека? (Егор)). Когда-то Егор был самым хитрым и люди стали говорить про человека, поступающего так же, как Егор – объегорил, то есть обманул. -Какое нам здесь дано задание? Кто прочитает? (спишите стихотворение, найдите слова с разделительным твердым знаком, выделите в них корень и приставку. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него). Выполните задание с помощью алгоритма самостоятельно в тетрадях. Какие вы нашли слова с разделительным твёрдым знаком. (разъярён, съесть, съедобен, съеденья, съёжась, объегорил). Кто выйдет и запишет первое слово? Какой ты выделил в этом слове корень и приставку? Подчеркни разделительный твёрдый знак и букву после него. Правильно сделано? Если у вас также правильно выполнено, то поставьте на полях, на строчке с этим словом «+», а если неправильно, то «-». Кто запишет на доске следующее слово? | Рассуждают, формулируют выводы Списывают стихотворение, определяют слова с разделительным твёрдым знаком, выделяют в этих словах корень и приставку | Ф И | Учебник Тетрадь | Контроль учителя Самоконтроль | Формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы Правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов; находить место орфограммы в слове по изученным правилам; находить в словах корень, приставку | П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами К: воспринимать и формулировать суждения Р: выстраивать последовательность выбранных действий К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей | Бережное отношение к природе Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Способствовать переосмыслению нового способа действий | Практический метод Приём «Группировка» | -Теперь самостоятельно выполните задание на планшетах. Как правильно пользоваться планшетами? Включите планшеты, отсканируйте код и выполните задание. Вам нужно с помощью алгоритма определить какую букву необходимо вставить в слова и распределить эти слова на группы. https://learningapps.org/display?v=p2zzn3mp325 - ПОПОЛНИЛИ МЫ С ВАМИ НАШИ ЗНАНИЯ? ЗНАЧИТ КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. | Распределяют слова на группы | И | Планшеты | Самоконтроль | Применять изученные правила правописания | Р: осуществлять контроль процесса своей деятельности | Самостоятельность в познании |