СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком"»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. участника: Бубликова Анастасия Павловна

Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

Класс: 3

Цель урока: формирование первоначальных умений правописания слов с разделительным твёрдым знаком посредством использования приёма «Совместное составление» способа алгоритмизация

Задачи урока:

Дидактические:

Учить: строить устное монологическое высказывание; находить место орфограммы в слове по изученным правилам; применять изученные правила правописания; определять затруднение в учебной деятельности; формулировать цель урока; читать вслух и про себя (с пониманием); находить в словах корень, приставку; определять функцию разделительного твердого знака в словах; формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы; правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов; применять изученные правила правописания.

Развивающие:

Развивать умения: слушать и понимать речь учителя и других обучающихся; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; устанавливать причины неудач в учебной деятельности; с помощью учителя формулировать цель урока; планировать действия по решению учебной задачи; воспринимать и формулировать суждения; проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; выстраивать последовательность выбранных действий; осуществлять контроль процесса своей деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; объединять объекты (языковые единицы) по определенному признаку; осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать собственную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать: широкую мотивационную основу учебной деятельности; познавательные интересы, активность, любознательность, самостоятельность в познании; познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании; бережное отношение к природе; навыки самооценки.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Мотивация учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Словесный метод Прием «Беседа»

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-На доске представлена пословица: «Знания собираются по капле». Как вы понимаете эту пословицу? Каждый день человек узнаёт что-то новое, и его знания по капельке собираются в огромное море знаний. Ребята, а море к чему у нас относится? (к природе). Как нужно заботиться о воде на нашей планете? Что вы делаете для сбережения воды? Пополним наши знания ещё одной каплей? Предлагаю сделать эту пословицу девизом нашего урока.

Приветствуют учителя.

Объясняют значение пословицы

Ф

Пословица на доске

Контроль учителя

Строить устное монологическое высказывание

К:

слушать и понимать речь учителя и других обучающихся

Широкая мотивационная основа учебной деятельности


Бережное отношение к природе

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым индивидуального затруднения в пробном действии

Практический метод Приём «Да – нет»






Словесный метод Приём «Беседа»

-Начнём пополнять на знания. Для этого выполните на рабочих листах задание №1. Вам нужно определить, какие утверждения верные, а какие ложные. Если утверждение верно, то в соседней колонке поставьте знак «+», а если ложное – «-».

В слове сем…я пишется разделительный мягкий знак.


В слове в…езд пишется разделительный твёрдый знак.


В слове руж…ё пишется разделительный твёрдый знак.


В слове под…ём пишется разделительный мягкий знак.




-Проверим. В первом утверждении что будет «+» или «-»? Во втором утверждении что будет «+» или «-»? В третьем утверждении что будет «+» или «-»? В четвертом утверждении что будет «+» или «-»? У нас разошлись мнения, значит у нас возникло затруднение.

Определят, какие утверждения верные, а какие ложные






Рассуждают, отвечают на вопрос

И









Ф

Рабочий лист








Рабочий лист

Самоконтроль








Контроль учителя

Находить место орфограммы в слове; применять изученные правила правописания






Определять затруднение в учебной деятельности

П:

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно



Р:

устанавливать причины неудач в учебной деятельности


Познавательные интересы, активность, любознательность в познании








Познавательные интересы, любознательность в познании

3.Выявление места и причины затруднения

Организовать анализ возникшей ситуации на основе места и причины затруднения

Словесный метод Приём «Беседа»

Какое затруднение у вас возникло? Почему оно у вас возникло? Значит, что мы будем делать на уроке?

Рассуждают, отвечают на вопрос

Ф


Контроль учителя

Определять затруднение в учебной деятельности

Р:

устанавливать причины неудач в учебной деятельности

Познавательные интересы, любознательность в познании


4.Построение проекта выхода из затруднения

Способствовать постановке цели учебной деятельности

Словесный метод Приём «Беседа»



Практический метод Приём «Деформированный план»

-Какая будет цель урока?

-Предположите, какая будет тема урока «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»


-А чтобы достичь поставленной цели что нам необходимо? (план).

-В парах, на рабочих листах выполните задание №2, вам нужно определить правильный порядок пунктов плана и возле каждого из пунктов напишите число, которое соответствует порядку плана. Одна пара выйдет и выстроит последовательность плана на доске, другая пара сделает тоже самое на смарт – доске, а остальные сделаю тоже самое на своих столах.

  1. Узнать, как определить написание разделительного твёрдого знака

  2. Сделать вывод

  3. Применить полученные знания

-Также на рабочих листах у вас есть задание №3 – это листы самооценки. По ходу урока вы будете оценивать в них свою деятельность.

Выборочно проговаривают свою цель




Определяют правильный порядок плана в парах.

Ф







П

Презентация





Карточки с планом

Смарт-доска

Контроль учителя





Взаимоконтроль

Формулировать цель урока







Читать вслух и про себя (с пониманием)

П:

с помощью учителя формулировать цель урока



Р: планировать действия по решению учебной задачи

Познавательные интересы, любознательность в познании




Активность в познании





5.Реализация построенного проекта

Способствовать освоению учащимися нового способа действий и формированию умений его применять на практике

Практический метод Приём «Совместное составление»





























Практический метод Приём «Комментированное списывание»










Словесный метод Приём «Беседа»

-Какой первый пункт плана? Чтобы узнать, как определить написание разделительного твёрдого знака, я вам предлагаю разобрать слово «под..езд», постепенно, шаг за шагом в тетрадях. Откройте тетради, напишите дату, классная работа. Запишите с красной строки слово «под..езд».


Шаг 1: определить корень слова, выделить его

Какой корень в слове «под..езд»? Кто выделит корень слова «под..езд» на смарт-доске? Остальные выделите его у себя в тетрадях.

Шаг 2: определить имеет ли слово приставку, выделить её

Имеет ли слово «под..езд» приставку? Какую? Кто выделит приставку в слове «под..езд» на смарт-доске? Остальные выделяют у себя в тетрадях.

Шаг 3: подчеркнуть букву, на которую оканчивается приставка

На какую букву оканчивается приставка? Это какая буква: гласная или согласная? Кто подчеркнёт её на смарт-доске? Остальные подчеркните у себя в тетрадях.

Шаг 4: подчеркнуть букву, с которой начинается корень

С какой буквы начинается корень? Это какая буква: гласная или согласная? Кто подчеркнёт её на смарт-доске? Остальные подчеркивают у себя в тетрадях.

Шаг 5: если приставка оканчивается на согласный, а корень начинается с букв е, ё, ю, я, то в этом слове пишется разделительный твёрдый знак

Приставка оканчивается на согласный? А корень начинается с букв е, ё, ю, я? Значит какую букву мы запишем? (Ъ).


Подъезд – ОБРАЗЕЦ В СМАРТЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ




-Используя данный алгоритм действий, который представлен на слайде, разберите в парах в тетрадях такие слова, как «с..ёжился», «пред..юбилейный», «об..явление».


-Проверим. Ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму первое слово на интерактивной доске, ваша пара выйдет, напишет и объяснит по алгоритму второе слово на интерактивной доске, а ваша пара сделает тоже самое с третьим словом. Итак, после каких приставок пишется разделительный твёрдый знак? Перед какими буквами корня он пишется?


-ПОПОЛНИЛИ МЫ С ВАМИ НАШИ ЗНАНИЯ? ЗНАЧИТ КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА?


-Какой вывод мы можем сделать? Давайте теперь составим правило, как определить написание разделительного твёрдого знака. У вас на столах лежат карточки, ваша задача вставить пропущенные слова, после чего должно получится правило определения разделительного твёрдого знака. (Разделительный твёрдый знак пишется на стыке приставки и корня, если корень начинается с букв е, ё, ю, я, а приставка оканчивается на твёрдый согласный). Проверим по слайду, что у вас получилось. Значит, как определить написание разделительного твёрдого знака? Какую функцию он выполняет значит в словах? (разделяет согласный и гласный).

-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ. КАКОЙ СЛЕДУЮЩИЙ ПУНКТ ПЛАНА?


Рассуждают и отвечают на вопросы, определяют случаи написания разделительного твёрдого знака

























В парах определяют написание разделительного твёрдого знака, используя алгоритм










Рассуждают, формулируют выводы


Ф




















П










Ф

Тетрадь, смарт




















Тетрадь









Карточки с заданием, презентация

Контроль учителя



















Взаимоконтроль









Контроль учителя

Находить в словах корень, приставку


Устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учетом функций букв "е", "е", "ю", "я", в словах с разделительным "ъ"













Находить в словах корень, приставку














Формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы


Определять функцию разделительного твердого знака в словах

К:

воспринимать и формулировать суждения



























К: проявлять уважительное отношение к собеседнику; аргументированно высказывать своё мнение





П:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании























Познавательный интерес к изучению русского языка












Познавательные интересы, активность в познании


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организовать усвоение новых знаний

Практический метод Приём «Комментированное чтение»










Практический метод Приём «Выборочное списывание»



-Откройте свои учебнике на cтр. 135. Как обращаемся с учебником? (бережно). Почему обращаемся с учебниками бережно?

-Выполним задание № 265. Прочтите стихотворение про себя. Кто прочитает его теперь выразительно вслух? Почему же волк разъярен? (не может съесть ежа).

-Что означает выделенное слово? (Объегорить - значит кого-то обмануть, обхитрить. Присмотритесь к слову и скажите, как же тогда звали самого хитрого человека? (Егор)). Когда-то Егор был самым хитрым и люди стали говорить про человека, поступающего так же, как Егор – объегорил, то есть обманул.






-Какое нам здесь дано задание? Кто прочитает? (спишите стихотворение, найдите слова с разделительным твердым знаком, выделите в них корень и приставку. Подчеркните разделительный твёрдый знак и букву после него). Выполните задание с помощью алгоритма самостоятельно в тетрадях. Какие вы нашли слова с разделительным твёрдым знаком. (разъярён, съесть, съедобен, съеденья, съёжась, объегорил). Кто выйдет и запишет первое слово? Какой ты выделил в этом слове корень и приставку? Подчеркни разделительный твёрдый знак и букву после него. Правильно сделано? Если у вас также правильно выполнено, то поставьте на полях, на строчке с этим словом «+», а если неправильно, то «-». Кто запишет на доске следующее слово?

Рассуждают, формулируют выводы








Списывают стихотворение, определяют слова с разделительным твёрдым знаком, выделяют в этих словах корень и приставку

Ф










И









Учебник










Тетрадь


Контроль учителя









Самоконтроль


Формулировать устно на основе прочитанной информации простые выводы










Правильно списывать слова, предложения, тексты объемом не более 70 слов; находить место орфограммы в слове по изученным правилам; находить в словах корень, приставку

П:

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами


К:

воспринимать и формулировать суждения



Р:

выстраивать последовательность выбранных действий


К:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей


Бережное отношение к природе















Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Способствовать переосмыслению нового способа действий

Практический метод Приём «Группировка»

-Теперь самостоятельно выполните задание на планшетах. Как правильно пользоваться планшетами? Включите планшеты, отсканируйте код и выполните задание. Вам нужно с помощью алгоритма определить какую букву необходимо вставить в слова и распределить эти слова на группы.


https://learningapps.org/display?v=p2zzn3mp325


- ПОПОЛНИЛИ МЫ С ВАМИ НАШИ ЗНАНИЯ? ЗНАЧИТ КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ ВЫПОЛНИЛИ? ВЫЙДИ ОТМЕТЬ ЕГО, ОСТАЛЬНЫЕ ОЦЕНИТЕ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ.


Распределяют слова на группы

И

Планшеты

Самоконтроль

Применять изученные правила правописания

Р:

осуществлять контроль процесса своей деятельности

Самостоятельность в познании

8.Включение в систему знаний повторение

Повторить и закрепить изученное и подготовить к изучению следующих разделов курса

Словесный метод Приём «Беседа»

-Вернёмся к нашему девизу. Прочитаем его вместе. Пополнили мы наше море знаний ещё одной каплей? А достигли ли мы цели урока? Как мы её достигли? Сможем ли мы теперь выполнить задание, которое у нас вызвало затруднение в начале урока?

-Где вам пригодятся полученные знания? Почему важно изучать русский язык? Зачем нужно его изучать?

Делают выводы

Ф

Пословица

Контроль учителя


Формулировать устно простые выводы

Р: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

Активность в познании

9.Рефлексия

Организовать самооценку результатов своей учебной деятельности

Словесный метод Приём «Кувшин знаний»

-У вас на столах лежат капельки, напишите на них какие новые знания вы получили на уроке, затем выйдите и поместите свою капельку в кувшин.

Осуществляют самооценку

И

Кувшин, капли

Самоконтроль


Р: осуществлять итоговый контроль по результату, оценивать собственную деятельность

Навыки самооценки