Прилагательные, близкие и противоположные по значению
Цель:
формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;
устанавливать связь между прилагательным и существительным;
применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование:
изображения веселого и грустного клоунов, земляники и клюквы; мячик, школьные словари синонимов и антонимов.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарная работа
- Продиктуйте словарные слова своему соседу по парте.
Вариант I. Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания.
Вариант II. Сказуемое, антонимы, здравствуй, извини.
- Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
Орфографическая минутка
- Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце. Зимние месяцы: январь,....
Деревья: ясень,.... Птицы: лебедь,.... Огородные растения: картофель,....
— Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает рисунки.)
- Веселый клоун. Как называется эта пара слов? (Словосочетание.)
- Из каких частей речи состоит наше словосочетание?
- А это какой клоун? (Грустный.)
- Это какая ягода? (Сладкая.)
- А эта? (Горькая.)
- О каких прилагательных идет речь? (О близких и противоположных по значению.)
- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
- Назовите тему урока. (Прилагательные, близкие и противоположные по значению.)
— Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 155 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
- Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. (Маленький, большой, горький.)
- Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? (Тропинка — тропка.)
Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? (Сладкий — сладок.)
2. Игра в слова
Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.
Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.
Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.
Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях.
(Учитель показывает словари для учеников начальной школы.)
Такие словари есть и в нашем учебнике.
Физкультминутка
Сели — встали,
сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто наш упругий мяч.
Снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!
Закрепление изученного материала
Упр. 156 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
Рефлексия
Карточка
Замени прилагательные антонимами.
Легкая задача, мелкий пруд, старый дом, слабый голос.
К данным словам подбери синонимы. Хлопок, нефть и уголь, вагон метро, телевизор.
Слова для справок: голубой экспресс, черное золото, белое золото, голубой экран.
Подведение итогов урока
О каких словах мы говорили сегодня на уроке? (О словах, близких и противоположных по смыслу.)
Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает?
Какую роль играют имена прилагательные в речи? (Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)
Что понравилось на уроке?
Что хотели изменить?
Домашнее задание
Выполнить упр. 157 (с. 91).