Подведение к теме урока. Целеполагание | Формулирование темы и целей урока (фронтально). Лексико-грамматический диктант | -Чтобы сформулировать тему урока, проведём лексико-грамматический диктант Слайд 2-5 -1)образуйте от имени существительного «смысл» прилагательное при помощи суффикса –ов-. 2) всесторонний разбор и рассмотрение произведения. 3)3.1)это слово в переводе с латинского означает «связь, сплетение, сочетание»; 3.2) предложения, связанные между собой по смыслу. 4)стиль, который воздействует на воображение и чувства читателя. 5) небольшое по объёму произведение, Слайд 6 -Сформулируйте тему урока. Запишем тему в тетрадях -Какие учебные задачи мы перед собой ставим? | Дают ответы на вопросы. Формулируют тему урока. Записывают тему урока. Ставят учебные задачи. 1)Смысловой 2)Анализ 3)Текст 4)Художественный стиль -Смысловой анализ текста художественного стиля -Научиться производить смысловой анализ текста, уметь находить в тексте художественно-выразительные средства | Коммуникативные:формулировка цели урока в соответствии с нормами литературного языка Регулятивные: осуществление регулятивных действий постановки цели |
Актуализация знаний | «Установи соответствие» (фронтально) | Напоминает ребятам ранее изученную тему Слайд 7-8 -Установим соответствие между термином и его определением | Извлекают из памяти усвоенную информацию Тема – то, о чём говорится в тексте. Мысль – то, чему текст нас учит. Повествование - тип речи, в котором рассказываются события в определённой последовательности. План - последовательное представление частей текста. Заглавие - название какого-либо произведения. Ключевые слова - слова, важные для понимания текста. Художественно-выразительные средства - языковые средства, придающие тексту выразительность и эмоциональность Жанр - вид художественного произведения Стиль текста – система языковых средств, используемых в определённой сфер общения Тип текста – соответствие текста ситуации общения | Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: осуществление регулятивных действий самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности Познавательные: осуществление логических действий сравнения |
Решение поставленной задачи | Выразительное чтение текста (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1) (индивидуально-фронтальная работа) Работа с выдержками из разных словарей Работа в парах Выделение ключевых слов и словосочетаний «Словарик» Нахождение и извлечение информации. «Тонкие вопросы» «Вопросы-ловушки» Работа в парах по рядам. Облако тегов (приложение 1.2)(выполнено в приложении Wordart) Расшифровать иллюстрацию (приложение 1.2) (создана с помощью нейросети Шедеврум) Лингвистические задачи Составление плана Анализ средств языковой выразительности Задание 11 (РешуОГЭ) | Даёт установку на восприятие текста вслух. Даёт задание подчеркнуть ключевые слова. Даёт задание записать получившееся определение в тетрадях. Задаёт вопросы по содержанию текста. Подводит к определению темы текста Слайд 9 -Выразительное чтение отрывка из рассказа Валентины Осеевой «Настоящий друг» -Обратимся к заглавию текста. Какую роль выполняет заглавие? -Какая тема затронута в тексте? -Запишем в тетрадях тему текста -Обратимся к выдержкам из разных словарей. Подчеркните ключевые, часто повторяющиеся слова в данных определениях слова «дружба» Слайд 11 -Какое определение мы можем сформулировать, опираясь на ключевые слова? -Когда нам понадобится знание значения данного слова? -Мы пополнили наш «Словарик» новым определением слова. Ребята, у вас у всех есть друзья, мы должны следовать правилу, которое записали: доверять другу, находить общие интересы. Только тогда дружба будет настоящей крепкой -Определим и запишем в тетрадях тип данного текста -Определим и запишем стиль текста. -Как вы поняли, что перед нами художественный стиль? -Определим и запишем в тетрадях жанр данного текста Слайд 12 -Проведём беседу по содержанию текста. -Кто является главным героем рассказа? -Кем приходятся друг другу Паша и Миша? -Почему Миша ждал лето? -Как Миша тратил подаренные деньги? -Как Миша и Паша учились в школе? -Какую должность занимал Паша в классном активе? -Куда предложила сходить классная руководительница на майские праздники? -Как Миша отнёсся к сбору денег? -Что произошло с собранными деньгами? -В целом рассмотрели произведение, теперь проанализируем каждую часть отдельно. Вспомним, в чём заключается особенность назывного плана? Слайд 13 -К какой части текста можно отнести данное облако тегов? Как вы это определили? Запишите ваш ответ. Озаглавьте вашу часть назывным способом. -Запишите ключевые слова, опираясь на иллюстрацию. К какой части текста относятся данные ключевые слова? Озаглавьте вашу часть текста назывным способом. 3 ряд. Расшифруйте утверждения, опираясь на текст. Запишите ключевые слова, решив лингвистические задачи. К какой части текста можно отнести данные ключевые слова? Озаглавьте вашу часть назывным способом. -У нас получился один общий план, а как мы можем озаглавить 4 абзац? -Какие средства языковой выразительности мы изучали ранее? -Какую роль выполняют в тексте художественно-выразительные средства? Слайд 14 -Необходимо найти и выписать средства выразительности (по одному примеру) Для того. Чтобы вспомнить средства выразительности, обратимся к упражнению на платформе Learningapps https://learningapps.org/27458394 Слайд 15-16-Обратимся к заданию №11 ОГЭ по русскому языку Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Сердце у меня за неё болит. 2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. 3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. 4) Это просто дикая несправедливость. 5) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут. | Слушают одноклассника. Определяют тему текста после прочтения. Подчёркивают ключевые слова. Определяют значение слова «дружба» Размышляют, дают ответы на вопросы. Делают записи в тетрадях. Находят в тексте художественно-выразительные средства. Вступают в диалог - Заглавие отражает тему текста. - В тексте затронута тема дружбы. С.И. Ожегов. ДРУЖБА. Близкие отношения,основанныена взаимномдоверии, привязанности, общности интересов. Д.Н. Ушаков.ДРУЖБА. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. С.А. Кузнецов. Дружба. Отношения,основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости, общности интересов. -Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов. -При написании сочинения 13.3 -Повествование -Художественный стиль -Главная цель художественного стиля – воздействие на эмоции и чувства читателя -Перед нами рассказ -Главными героями рассказа являются Паша и Миша -Паша и Миша – лучшие друзья -Миша ждал лето, потому что хотел получить в подарок велосипед -Миша копил деньги -Миша и Паша учились прилежно и старательно -Паша в классе был старостой -Классная руководительница предложила сходить в цирк -Деньги на цирк собирал Паша -Пакет с деньгами пропал -При составлении назывного плана мы не используем глаголы - Облако тегов относится к 1 абзацу. Мы определили это по ключевым словам. Мечта Миши -Иллюстрация относится ко 2 абзацу. Мы записали ключевые слова, опираясь на иллюстрацию. Копилка Миши -Павел, не разлей вода, классный руководитель, цирк, староста, рюкзак. Все эти ключевые слова относятся к 3 абзацу. Сбор денег Пашей 1. Мечта Миши. 2. Копилка Миши. 3. Сбор денег Пашей. 4. Пропажа пакета. -Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, фразеологизм -Придают тексту выразительность и эмоциональность, помогают понять тему и мысль текста -Эпитеты (прекрасная погода, отличное поведение, лучший друг); олицетворения (погода стояла); фразеологизмы (из него давно вырос, не разлей вода) -2) Лютый мороз;3) дикая несправедливость. | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, не перебивать друг друга. Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию Познавательные:слышать и понимать содержание, осуществление смыслового анализа, обобщения, классификации |