СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по внеурочной деятельности "В гости к алфавиту" (1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по внеурочной деятельности "В гости к алфавиту" (1 класс). Разработан в форме урок-игра.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по внеурочной деятельности "В гости к алфавиту" (1 класс)»

Поурочное планирование по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Дата_______ №_________ Класс____ уч.__________

Тема: В гости к Алфавиту.

Цель занятия:

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников через организацию совместной продуктивной деятельности, через развитие способности к поисковой деятельности.

Задачи

1.развивать мотивацию к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2.развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

3.формировать способности решать проблемы творческого характера;

4.формировать мотивации успеха и достижений, творческой самореализации;

Оборудование:

Продукт проектной деятельности: совместная работа родитель-ученик «Весѐлый алфавит».

Практическая значимость: Создание коллективной работы, которую можно использовать в виде демонстрационного материала для будущих первоклассников учителю при изучении букв на уроке или во внеурочное время.

Приѐмы, используемые на занятии:

Словесный (рассказ,беседа);

Практический.

Формы организации:

индивидуальная;

коллективная.

Ход занятия:

- Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз

Учитель: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.
Дети: А Б В Г Д Е
У. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего занятия.
Д. Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего занятия – «Алфавит».
У. Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? (Учащиеся высказывают свои предложения- суждения)

Учитель подводит итог:

-узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит;

- Сегодня мы побываем в гостях у алфавита.


Ребята, отгадайте мою загадку:

Эй, скажите мне, друзья,

Что увидеть нам нельзя?

Стук калитки, шум дождя

Разве видите, друзья?

Кто увидел пенье птицы,

Шелестение страницы,

Звон трамвая, бой часов,

Как шуршат под полом мыши –

Это всѐ мы только слышим.

Ну-ка, глазки закрывайте,

Ушки, ушки навострите,

Мы по честному играем,

Своих глаз не отворите.

Если мы в ладоши хлопнем

Или мы ногами топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит мы услышим.(звук).


Какие 2 группы звуков вы знаете?

С помощью чего звуки обозначаются на письме?

Какие буквы обозначают 2 звука? В каких случаях?

Какие буквы не обозначают звуков?

Сколько всего букв в русском алфавите?

Чего больше в русском языке: букв или звуков?

Для чего нужно учить буквы?


Тем, кто любит приключенья,

Я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

Буквы строим по порядку.

Погляди! Чудесный вид!

Мы запишем их в тетрадку –

Получился алфавит!


А знаете ли вы, сколько букв в русском алфавите? 


33 весѐлых буквы,

Ни одной забыть нельзя.

Нам помогут то, что слышим,

Сделать видимым, друзья.-


- Сколько среди них гласных букв? (10)
- С каких букв слова никогда не начинаются? 
- С мягкого и твердого знаков.

1-й
Много с буквами хлопот, 
Уж такой они народ. 
Но когда с умом, толково 
Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово 
И с тобой заговорят.

2-й

Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова. 
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!

- С помощью алфавита расшифруйте слова:
1-я буква нужного слова стоит после буквы «г»;
2-я буква — перед буквой «п»;
3-я буква — вторая буква в алфавите;
4-я буква — между буквами «п» и «с»;
5-я буква — после буквы «н»;
6-я буква — между буквами «о» и «р»;
7-я буква — впереди буквы «п»;
8-я буква — после буквы «ё»';
9-я буква — первая буква в алфавите;
10-я буква — между буквами «к» и «м»;
11-я буква — после буквы «н»;
12-я буква — третья в алфавите;
13-я буква — перед буквой «б»;
14-я буква — между «с» и «у»;
15-я буква – перед буквой «э».


"Добро пожаловать!" — говорит Вам Алфавит.


Алфавит – это последовательность букв русского языка.


- Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы?

(Выслушивает ответы детей).

Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.

А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.

Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.

А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки (слайд 6) – «Азбука» (слайд 7)

Из этих названий и получилось слово «азбука». Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:
АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.
А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». (открыть запись на обратной стороне доске с данной информацией)

"Забавные недоразумения" – работа в группах.


- Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.


1- группа                                                           2 - группа
На виду у детворы                                          На пожелтевшую траву

Крысу красят маляры  с-ш                           Роняет лев свою листву     в- с

Говорят, один рыбак,                                  Жучка будку не доела           д-л
 В речке выловил башмак,                           Неохота. Надоело
 Но зато ему потом
 На крючок попался дом  д-с    

     

Улица "Вкусных слов" (работа в парах)


- Названия фруктов рассыпались. Помогите их собрать.  

яб  с  ру  ки  ши  на  вы  г  ли  а  ло  нас                              
(яблоки, сливы, груши, ананас, абрикос) 


Прошу отремонтировать слова.

Здесь обычные слова,

Все их знают, каждый,

В них стояла буква «а»

Трижды или дважды.

Иногда всего одна

(Только не сначала).

Но сегодня… - Вот дела!

Буква «а» сбежала.

Ну и ну! Простыл и след!

Где набрались прыти?

Срочно дайте мне ответ,

Букву отыщите!

Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.

На доске магнитные буквы:


БРБН СТРТ СТКН НГРД


- Как вы думаете, для чего нужно знать тот порядок,  в котором построены буквы в алфавите? Где в жизни можно воспользоваться им?

- Алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужно слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной карточке.

- А вы помните, что каждая буква имеет своё порядковое число.

Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву.


- Какое слово получилось? (библиотека)

- Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак,А.Барто, В.Бианки,А.Пушкин,Ш


- При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке,т.е. по алфавиту, найти быстро слово в энциклопедии. Попробуйте найти слова по алфавиту в энциклопедиях.


А зачем человеку нужен алфавит?

( Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, в библиотеке – книгу, в классном журнале – фамилию ученика, в поликлинике – карточку больного).

- Значит, теперь вы умеете располагать слова в алфавитном порядке, сможете любое слово быстро найти в словаре? Молодцы! Выполните, пожалуйста, задание.

(Работа в парах).

(Карточки у детей на столах, презентация, слайд № 4)

Учитель. Покажите цифрами алфавитный порядок слов (пенал, альбом, портфель, карандаш).

- Как вы думаете, пригодится ли вам в жизни открытый новый способ расположения слов? В какой ситуации?

Задание для 3 группы. Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту (суббота, вторник, среда).

Где мы можем встретить буквы в алфавитном порядке? (Словари, регистратура в поликлинике, в библиотеке, телефонная книга и др.)


Песня про алфавит.


Работа с пословицами. - Что такое пословицы? - Чтение – это мудрость, а народная мудрость закрепилась в пословицах. Помогите закончить пословицу, в чем заключается смысл всех пословиц. (Книги помогают стать умнее, развивают речь, обогащают наш словарный запас).

Сама молчит, ума наберешься

С книгой поведешься – а у человека — книга

Золото добывают из земли, а знания – из книг

У Земли спутник – Луна, а сто друзей научить может

- Если бы мы располагали пословицы по алфавиту, какую бы пословицу написали первой? (Золото добывают из земли, а знания – из книг).

Поиграем в игру «Хлопки»

- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться; - те, кому понравился урок.

- хлопают только те, у кого отличное настроение.

- хлопают все присутствующие. Молодцы!

- Урок наш окончен И выполнен план.

- Как образовалось слово «алфавит»?

-для чего нужен алфавит?

- где применяют алфавит?

Вы сегодня работали дружно. Алфавит вам передал свои буквы. (Вручить каждому печенье в виде буквы)


Спасибо, ребята, огромное вам,

За то, что упорно, усердно трудились!

И знания ваши Нам всем пригодились!





























Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.


1- группа                                                           2 - группа
На виду у детворы                                          На пожелтевшую траву

Крысу красят маляры  с-ш                           Роняет лев свою листву     в- с

Говорят, один рыбак,                                  Жучка будку не доела           д-л
 В речке выловил башмак,                           Неохота. Надоело
 Но зато ему потом
 На крючок попался дом  д-с    

Прочитайте стихи и найдите в них ошибки. Произнесите и замените один звук другим.


1- группа                                                           2 - группа
На виду у детворы                                          На пожелтевшую траву

Крысу красят маляры  с-ш                           Роняет лев свою листву     в- с

Говорят, один рыбак,                                  Жучка будку не доела           д-л
 В речке выловил башмак,                           Неохота. Надоело
 Но зато ему потом
 На крючок попался дом  д-с