Р/Р. Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Лесистый берег».
Предмет: русский язык
Класс: 6а
Цели: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов. Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия, проверить знание теоретического материала по теме «Описание картины». Развивать навыки описания картины, развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес и любовь к родной природе через творчество художников-пейзажистов.
Задачи:
Предметные: помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника;
Метапредметные: активизировать лексику по теме «Описание природы»;
Личностные: воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.
Планируемые результаты:
-личностные: положительное отношение к уроку, следование в поведении моральным и этическим нормам.
-регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий, учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.
-познавательные УУД: перерабатывать информацию для получения необходимого результат, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям.
-коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи (оформлять свои мысли в устной и письменной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща (организовать учебное взаимодействие в группе, ставить вопросы и искать ответы).
- предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместное использование изобразительно-выразительные средства языка, соблюдение нормы при письме.
Ход урока.
Организационный момент. (1 минута)
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. A с каким настроением пришли Вы? (показывают смайлы)
Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем готовиться к сочинению-описанию картины.
И прежде, чем приступим к работе, каждый для себя на листе достижений поставьте цели, которые вы хотели бы сегодня достичь (лист достижений).
Опрос нескольких учащихся
- Итак, цель нашего урока – познакомиться с картиной и описать ее в сочинении.
Актуализация знаний. (4 минуты)
Для начала, давайте вспомним:
-Какие типы речи вы знаете (повествование, описание, рассуждение).
-В чем особенность описания, как его отличить от других типов речи?
-Что можно описывать?
-Какая часть речи используется при описании?
2. Обратимся к искусствоведению. Поскольку мы описываем картину, давайте выясним::
-Какие художественные термины вам известны? (художник, живописец, картина, репродукция, полотно, шедевр, живопись, пейзаж)
-Какие жанры живописи вы знаете?
(пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж).
Учащиеся отвечают на вопросы
Слово о И.И. Левитане (слайд 2). (Заполняют карточки, после проверка и обсуждение). (5 минут)
Замечательно! Сегодня мы с вами будем описывать картину И.И. Левитана «Лесистый берег», но сначала давайте познакомимся с художником. Ребята, перед вами карточки с фактами из биографии И.И. Левитана. Ваша задача по ходу рассказа Полины заполнить их, указав, какие события из жизни художника связаны с перечисленными фактами.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом литовском городке КибартЫ КОвенской губернии. Отец его был мелким служащим, семья была большой и жила небогато.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова.
Благодаря своему таланту и трудолюбию Левитан отлично закончил училище. После окончания училища Левитан принимал участие в передвижных выставках, его картины пользовались большим успехом.
Левитан любил русскую природу фанатически. Благодаря своей особой чуткости и нервной проникновенности, он сумел вобрать в себя все мысли и чувства, которыми горели его сверстники и товарищи. Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме, он вылил все это в длинном ряде картин, отразивших искания целого поколения… Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа…
Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег» (слайд 3). (5 минут)
A теперь перейдем к творчеству пейзажиста. Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Подберите ряд вопросов, которые помогут нам проанализировать данное произведение ( Фон- музыка «Приход весны»).
Учащиеся предлагают сои варианты вопросов и ответы.(слайд 4 после ответов).
-Кто является «героем» нашего с вами разговора на уроке?
(Природа).
-Какое впечатление производит на вас эта картина? Почему?
-Какое время года изображено на картине, время суток? Почему вы так считаете?
-Что мы видим на картине?
-Какова композиция картины? (передний план, центральная часть, задний план)
Ребята, в литературе у нас главные герои, a как вы думаете, как будут называться герои картины? (образы).
(перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо)
Все верно. Художник рисует красками, a чем будем рисовать мы? Нам с Вами предстоит собрать материал для нашего будущего сочинения. Вам необходимо подобрать изобразительно-выразительные средства к различным образам этого полотна. Какие художественные средства вы знаете? (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения)
Вы будете работать в группах. Каковы правила работы в группах? (слайд 5). У каждой группы будет свое задание. Подбор рабочего материала. (5 минут)
I группа (Чепурова В., Зализко А., Байков Е., Дулёв А.). Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Реки» (Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает…
II группа (Сидоров К., Сафонова В., Логиновских Д., Макушкин И.). Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега (Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью…)
III группа (Фалеев А., Николаев М., Марченко В., Самвелян А.) . Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья» (Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз..).
IV группа (Обыдёнова П., Пригожая П., Энграф Д., Кубышкин А.). Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо» (Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное…).
V группа (Жерехов С., Зверев С., Симокайтис А.). Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник (Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие, багряные, красные, оранжевые, синие, голубые, темно-синие, бледно-голубые, коричневые).
Отчет учащихся, запись рабочего материала. Оцениваю работу группы смайлом. Каждый ученик ставит отметку за свою работу в лист достижений.
Физкультминутка (2 минуты).
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Продолжение Работы над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег» (3 минуты).
Мы немного отдохнули, a теперь давайте продолжим нашу работу. Из выразительных средств, данных на карточках, выберите те, которые соответствуют картине Левитана (карточки).
Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.
Составление плана (слайд 6). (5 минут)
Ребята, a теперь давайте составим план. Из каких пунктов состоит традиционный план?(Вступление, основная часть, заключение).
План | Рабочий материал |
Вступление | Может включать сведения o художнике, какое время года и суток изобразил пейзажист, какие образы представил на полотне. |
Основные образы: Река (передний план) Берег (центр. часть) Деревья (задний план) Небо (задний план) | Поворачивает, устремляется вдаль; извивается, как змея; вода, как зеркало, отражает… Пологий, песчаный, обрывистый, крутой, заросший растительностью… Сосны, стройные, густые, растущие, стремящиеся вверх, стройный ряд, как стена; стоят частоколом; взирают на речку сверху вниз.. Темнеющее; подсвечивается алым краешком заходящего солнца; убаюкивающее, сонное… |
Какие краски использовал Левитан | Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие… |
Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас? | Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы… |
Попробуйте составить связный текст, опираясь на план. Чтение вариантов (если будет время).
Рефлексия (3 минуты).
-Молодцы! Вы справились с заданием. В начале урока каждый из вас ставил перед собой определенные цели. Отметьте в «ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ» чему вы научились (в таблице «Я научился»).
Выслушиваю ответы нескольких учеников.
- С каким настроением вы заканчиваете работу на уроке? (Ученики поднимают смайлы).
11. Домашнее задание (2 минуты): дописать сочинение.
Задание №1
Факт | События из жизни художника |
30 августа 1860 г. | |
г.Кибарты Ковенской губернии | |
Московское училище живописи | |
1876 г. | |
Какая любимая тема творчества И.И. Левитана | |
Задание №2
Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение (не более пяти).
1.
2.
3.
4.
5.
Задание №3
Из выразительных средств, данных ниже, выберите те, которые соответствуют картине Левитана.
Задумчивые сосны; влажная дымка воздуха, спокойная гладь реки; отражается, как в зеркале; извиваясь змейкой; беззащитные деревья; лимонно-желтые краски; сочная зелень; игра теней на стволах и ветвях деревьев; река убегает за поворот; деревья задумчиво молчат; журчит вода узкой тихой речки; тенистый уголок леса; голубизна неба; отсветы заходящего солнца; «живое» и «дышащее» небо; ощущение умиротворенной тишины.
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ
И.И. ЛЕВИТАНА «ЛЕСИСТЫЙ БЕРЕГ»
План | Рабочий материал |
Вступление | Может включать сведения o художнике, какое время года и суток изобразил пейзажист, какие образы представил на полотне. |
Основные образы: Река Берег Деревья Небо | |
Какие краски использовал Левитан | |
Заключение. Почему картина названа «Лесистый берег»? Какое впечатление она вызывает у вас? | Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы… |