У: История возникновения пословиц и поговорок берет свое начало еще в глубокой древности. В давние времена народ выражал свое творчество, мудрость, используя яркие, меткие высказывания, зачастую очень короткие, но емко, глубоко выражающие суть. Пословица - это краткое выражение с поучительным смыслом. Например, любишь кататься – люби и саночки возить. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (слайд 2) Д: Варианты детских ответов. У: У пословиц есть характерные особенности, которые отличают ее от других жанров фольклора. Признаки пословицы: краткость; меткость и точность мысли; законченность предложения. Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь насмех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. У: Есть еще интересный жанр – это поговорки. Поговорка – это обычно часть пословицы. (слайд 3) Признаки поговорки: меткое народное выражение; краткое по форме; острое по смыслу; не законченность высказывания; самостоятельно не употребляется. Например: “За двумя зайцами погнался” – делаешь много дел сразу. «Семь пятниц на неделе», «Поживём - увидим». Поговорки употребляются в предложениях для придания яркой художественной окраски фактам, вещам и ситуациям. У: (слайд 4) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать – засучивать. У: Откройте учебник на странице 26. Прочитайте первые три строчки. Д: Читают. У: Как вы понимаете высказывание «Поговорка – цветочки, пословица – ягодки»? Д: У растений сначала появляются цветочки, а потом ягодки. Так появляется пословица, потому что поговорка — это часть пословицы. У: Хорошо. Кто-то еще хочет высказаться? У: Давайте поиграем. Сейчас на экране будут появляться картинки. Вам необходимо отгадать, о какой пословице идет речь. Что изображено на первом рисунке? (слайд 5) Д: Один мальчик катится с горки. А второй тащит сани в горку. У: Какая пословица здесь спряталась? Д: Любишь кататься, люби и саночки возить. У: Молодцы! Какая пословица спряталась за следующим рисунком? (слайд 6) Д: Ученье свет, а неученье тьма. У: Отлично! У вас отлично получается. Давайте попробуем еще. Какая пословица зашифрована на рисунке?(слайд 7) Д: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. У: Как вы понимаете смысл этой пословицы? Д: Ничто не может быть достигнуто без усилий. У: Приведите примеры из жизни. Д: Вспоминают и подбирают ситуации, раскрывающие смысл пословицы. |